Номинация «Фоторабота» премию «Хрустальный компас» получили новороссийцы

0
312

В Сочи завершилась торжественная церемония вручения III национальной премии «Хрустальный компас». Статуэтки вручили в 10 номинациях. Одна из номинаций вручена двум новороссийцам.

Номинация «Фоторабота»
Бушовы Алексей и Александра
Проект «Бывшие республики СССР»
Краснодарский край, Новороссийск

Всего в этом году в оргкомитет поступило 170 проектов из 75 городов и поселков России, десяти стран мира.
Премия вручается уже в третий раз. Победителями становились университеты, институты РАН, промышленные предприятия, федеральные и региональные телерадиокомпании, издательства и общественные деятели.
Организаторы премии: Краснодарское региональное отделение Русского географического общества и корпоративная ассоциация «Газпром на Кубани».

 

Краснодарский край

Проект-исследование последствий распада СССР для простых людей – как строят свою жизнь люди в России, этнические русские в бывших союзных республиках и как коренные жители этих республик выживают при помощи современной России.

Автор проекта:

Алексей и Александра Бушовы.

Описание проекта:

Проект-исследование последствий распада СССР для простых людей – как строят свою жизнь люди в России, этнические русские в бывших союзных республиках и как коренные жители этих республик выживают при помощи современной России. На сегодняшний день мы закончили часть проекта о жизни на русском Дальнем Востоке, об Узбекистане и продолжили съёмки в Украине и Абхазии. В 2015 году планируем продолжить проект в республике Беларусь и на Урале.

На сегодняшний день мы закончили часть проекта о жизни на русском Дальнем Востоке, казаков в Краснодарском крае, об Узбекистане и начали съёмки в Украине и Абхазии. В 2015 году планируем продолжить проект в республике Беларусь и на Урале.

Над проектом мы начали работу в 2012 году – сделаны часть фотографий, собраны документальные материалы. Итогом будет создание мультимедийных проектов и фотокниги по каждому этапу. Возможна организация выставки, если будет согласовано, в выставочном зале Русского Географического Общества.

Россия. Дальний Восток. Жизнь на берегах Амура.

Первая часть проекта посвящена жителям «окраины» России – рыбакам, промысловикам, пограничникам Хабаровского края, Еврейской автономной области и Амурской области.

Жители берегов Амура все ловят рыбу и заготавливают икру, по другому просто не выжить – работы мало, а продукты дорогие – помидоры зимой продаются по 600 рублей за килограмм, а репчатый лук по 250 рублей… Рыбаки ловят лососёвых самостоятельно, по купленным у государства лицензии и нанимаются на крупные рыбокомбинаты.

Только в низовьях Амура применяется способ ловли лосося с «заездки» – деревянной конструкции, перегораживающей часть русла реки перед впадением в Амур маленькой нерестовой речки. При таком способе ловли, рыба не может идти на нерест, а попадает в загон, от куда её вычерпывают промысловики огромными сачками. На одной заездке работает около 20 человек, они за один сезон добывают до 1 500 тонн лосося и зарабатывают около 400 т.р. на каждого. Когда рыба идёт хорошо, добыча ведётся круглосуточно, ночью при свете ламп. Заездка оборудована электростанцией, построены бараки с топчанами, кухня –столовая с поваром, есть запас продуктов, воды – бригада полностью автономна.

Один из главных праздников в Николаевском районе – день рыбака, отмечается во второе воскресенье июля, как раз в начале хода летней рыбы на нерест. Весь народ, семьями и просто дружескими кампаниями выходит на берега Амура, вкусно кушают и выпивают. Кто-то даже ублажает духа реки Подю – льют водку в Амур перед тем как самим приступить к празднованию и просят хорошего улова.

Узбекистан.

Вторая часть проекта посвящена республике Узбекистан – о жизни русских в Узбекистане, которые поддерживают друг друга в чужой стране и узбеках, которые ездят на заработки в Россию и потом, по возвращению открывают свой бизнес на родине. О взаимоотношениях разных культур, о том, что объединяет людей и что разъединяет.

Часть фотопроекта об Узбекистане закончена в 2014 году и итогом стали формирование фотоистории, написание очерка и создание мультимедийного фильма.

Узбекистан – бывшая республика Советского Союза. Сейчас это самостоятельное государство, но многое осталось там как десятки лет назад…

Натуральное хозяйство, дома из глины, большинство граждан живут на грани бедности и ездят на заработки в Россию.

В Узбекистане проживают более полумиллиона русских – граждан бывшего СССР. В Городе Коган, рядом с Бухарой действует русский православный храм, настоятель которого отец Сергий помогает чувствовать себя русским не такими оторванными от исторической родины. Члены русской общины поддерживают друг друга, встречаются по праздникам и выходным, решают возникающие проблемы совместно.

Различие культуры, религии и обычаев делает отношения русских и узбеков настороженными.

В Узбекистане почти не ездят на автомобилях – нет топлива на заправках, особенно во время сбора хлопка, за счёт которого живёт государство. На уборку хлопка в приказном порядке отправляют всех, кто может работать от школьников до стариков…

Почти всё взрослое мужское население Узбекистана с марта по ноябрь находится на заработках в России. Узбекские рабочие за один сезон зарабатывают себе на строительство дома или на открытие своего дела на родине – становятся миллионерами, хотя их заработная плата в России редко превышает 500 долларов США в месяц.

На рынке животных в Бухаре можно купить корову за 1000 рублей (65 000 сом), на 100 т.р. (6,5 млн. сом) можно построить дом и обставить его. Проработав один год в России Узбекские рабочие становятся богачами, по местным меркам и содержат многочисленную родню.

Украина.

Продолжение проекта-исследования последствий распада СССР для простых людей.

В 2014 году мы продолжили съёмки по проекту в Западной Украине и Крыму – сделаны часть фотографий, собраны документальные материалы, снята часть видеоматериала. Итогом будет создание мультимедийного проекта, написание документального очерка, издание фотокниги. Возможна организация выставки, но по итогам завершения нескольких этапов проекта, чтобы у зрителей была возможность сравнивать и анализировать разные «жизни» в разных республиках.

Основная тема Украинской части проекта – ревностное сохранение коренными народами традиций, вопреки смене множества политических режимов, перекраиванию территорий и смен гражданства. Что происходит с людьми, когда на протяжении многих лет на них оказывается влияние разных культур – русской, румынской, украинской и венгерской…

Красноильск – село в Черновицкой области в Западной Украине на границе с Румынией.

C 1940 года по 1991 Черновицкая область входила в состав СССР, а раньше была частью Киевской Руси, провинцией Турецкой Империи, Австро-Венгрии и Румынии. После захвата советскими войсками Украины и части Румынии, Черновицкая область была присоединена к Советскому Союзу. Такое длительное влияние разных культур на коренное население оставило глубокий след.

Многое было утрачено, забыто, но сохранилась важная традиция, переходящая из поколения в поколение – древний языческий обряд Маланка, которая объединяет людей и по сей день. Большинство местного населения этнические румыны и мало кто из них хорошо знает украинский язык. Многие говорят на русском и ежегодно отправляются на заработки в Россию.

Маланка обряд единения человека с силами природы. Он передаётся из поколения в поколение – из года в год на протяжении веков жители села собственноручно изготавливают сложные костюмы – медведей, цыган, королей, жидов…

В ночь с 13 на 14 января, на Старый Новый Год, участники обряда ходят по всем домам деревни, поют песни, танцуют и желают хозяевам домом богатства и счастья.

Многие годы главным в обряде является образ медведя. Село находится в предгорье Карпат и к этому дикому зверю сельчане до сих пор относятся с уважением, как к хозяину леса. Костюмы медведей делаются из сломы и досок и могут весить до 80-90 кг. В разных частях села участники обряда, по традиции делают разных «медведей» – с крыльями, в виде сердца или в виде снопа сена. Руководят обрядом выбранные команданте – молодые парни, отвечающие за подготовку костюмов, питание участников и изготовление самогона.

Во времена Советского Союза всем жителям села было запрещено участвовать в обряде Маланка – даже арестовывали людей за участие в празднике. Все это знали, но всё равно ходили ночью по дворам села и делали обряд. Для спасения от милиции у «медведя» был с собой нож, чтобы в случае погони быстро распороть костюм, выскочить из него и убежать.

Проект финансируется за счёт наших личных средств, которых не всегда хватает… и по этому требуются дополнительные финансовые ресурсы.

География проекта:

Россия – Хабаровский край, Амурская область, Республика Алтай, Бурятия, Свердловская область, Краснодарский край. Узбекистан, Украина, Абхазия, Беларусь и другие бывшие республики СССР.

Цели и задачи:

При помощи фотографий, очерков и мультимедиа, публикаций в печати показать как, после распада СССР строят свою жизнь люди в России, этнические русские в бывших союзных республиках и как коренные жители этих республик выживают при помощи современной России. Какое отношение жителей разных бывших республик одного государства друг к другу.

Итоги реализации:

Публикации в Российских и международных журналах – Вокруг Света, ГЕО, Огонёк. Организация фотовыставки с показом мультимедийных фильмов и выпуск фотокниги, если позволят средства.

Фотоотчет