История одного подвига

0
292

ОТРАЖЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПАТРИОТИЗМ В СОЗНАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОРОДА НОВОРОССИЙСКА. ИСТОРИЯ ПОДВИГА В НАШЕЙ ЖИЗНИ!

Вадим Остапов, рискуя жизнью, спас женщину и ее троих детей при пожаре. С этих слов можно начать историю о подростке, состоящем на учете в катего­рии «несовершеннолетний, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа» не имеющем положительных характеристик и, казалось бы, не заслуживающего похвал со стороны общественности.

Вадим воспитывается в неполной многодетной семье. С юных лет он проявлял лидерские качества во всех начинаниях, однако, к сожалению, рядом не оказалось достойного наставника, который мог бы помочь мальчишке раскрыть положительные черты своего характера без стеснения перед обществом и, не скрывая их под маской подлеца.

Основополагающие направления воспитания граждан, в том числе героико-патриотического воспитания подрастающего поколения, в известной степени отражены в законах Российской Федерации: «Об образовании»,                  «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», но, к сожалению знания которые получают подростки не «впитываются» ими в той мере, в которой хотелось бы более взрослому поколению.

К сожалению, события последнего времени в городе  подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Но объективности ради надо отметить, что и на общероссийском фоне эта проблема так же не теряет своей остроты.

Для того чтобы подростку донести, объяснить и повести за собой между поколениями «от мала до велика» должен быть такой человек, возраст и жизненные позиции которого, уже сложились в направлении патриотизма, морали и нравственности, но при этом который находит контакт и пользуется авторитетом у подростков. Такой человек может выступить в роли наставника для подростка, который оказался в сложной жизненной ситуации. Именно эта задача стояла перед комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Восточного внутригородского района, определить человека, который сможет повести Вадима за собой, изменить его ориентиры и направить его вектор в правильном направлении. В роли наставника определен спортивный инструктор, к чьему мнению прислушивался Вадим, однако в работе с подростком задействована целая команда, в нее вошли представители отдела по делам молодежи, управления по физической культуре и спорту, управления культуры и отдела по делам несовершеннолетних администрации Восточного внутригородского района. Вадим оказывал помощь в качестве волонтера, занимался общественной работой, помогал в организации праздничных мероприятий проводимых на территории Восточного района, участвовал в спортивных соревнованиях.

История произошедшая с Вадимом Остаповым случилась 11 марта в доме № 15 по улице Михаила Борисова. Загорелась квартира на третьем этаже малосемейки. Как потом установят правоохранители, произошел поджог.

Тревожный звонок бабушки о пожаре в подъезде застал Вадима неподалеку от дома. Не теряя времени, вместе с другом Ильей они бросились на помощь.
– У подъезда уже разворачивались пожарные расчеты и экипаж «Скорой помощи», – вспоминает Вадим. – Сотрудники МЧС приступили к эвакуации жителей дома.

В группе жильцов Вадим заметил свою бабушку с двумя его маленькими сестрами и мать.

– Вадик, – закричала мама, – тетя Тома с детьми еще там…
Тамара – крестная мать одной из сестер Вадима. Ее квартира оказалась в эпицентре пожара на третьем этаже.

Не задумываясь, парень бросился на спасение семьи крестной. Успел лишь плотно прикрыть шапкой и курткой глаза и нос, чтобы не задохнуться.

Едкий черный дым горящего пластика сплошной стеной окутал все этажи и лестничные пролеты, мешал дышать и двигаться, но Вадим на ощупь сумел добраться до нужной двери. Когда он зашел в квартиру, женщина была в панике.

– Начало пожара я просто проморгала. Когда в жилище стал проникать едкий удушливый дым, я выглянул в коридор. Но черные клубы, повалившие в квартиру, заставили в ужасе захлопнуть дверь. Муж – в командировке. Трое детей мал мала меньше. Я просто не знала, что делать, – вспоминает Тамара Конторева.

Появление Вадима женщина до сих пор воспринимает, как чудо. Ее квартира находится в самом дальнем конце коридора. И в дыму пожарные ее просто не заметили.

Парень помог собрать детвору, прикрыл им мокрыми полотенцами носы и рты, чтобы они не отравились дымом и угарным газом. Схватил двоих пацанов за руки и ринулся в коридор. С дочкой на руках уцепилась за провожатого Тамара. В кромешной тьме не было видно куда идти, и Вадим крикнул пожарным, чтобы они фонарями подсветили путь. Так погорельцы и выбрались на улицу.

Кстати, и друг Вадима Илья не остался в стороне, помогая пожарным в эвакуации жильцов нижних этажей.

Тамара Конторева призналась, что в своей жизни такого ужаса никогда не испытывала. Старшему сыну – 12 лет, среднему – 5 лет, а младшей дочке всего три годика. Если бы не взрослая решительность и мужество Вадика, то неизвестно, чем бы это все закончилось.

– Надеялась только на Вадима. У меня до сих пор колени трясутся, как вспомню тот ужас, – делится переживаниями Тамара.

Вадим Остапов — пятнадцатилетний новороссиец, который вывел из огня трех детей и женщину. За проявленное мужество мальчик получил грамоту от главы города,  а также удостоен награды «Горячее сердце» — федеральный проект, цель которого заметить и, по возможности, поддержать молодых людей в возрасте до 23 лет. Это общественная награда, которая вручается всем, кто проявил мужество и храбрость в минуту смертельной опасности, кто преодолел тяжелые ситуации либо воплотил в жизнь социально-значимый проект. Вадим единственный в списке приглашенных из Краснодарского края, кто получит эту награду. После случившегося у Вадима появилась мечта: он твердо решил, что в будущем будет работать в МЧС.

Исходя из остроты проблемы, в стране разработан проект новой Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы», разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

Значение воспитания патриотизма подрастающего поколения возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные.

Для процесса воспитания и формирования патриотизма необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители этих нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме можно выделить следующие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы.

Прежде всего, нужно формировать у учащихся знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания.

Существенной стороной обогащения школьников патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками.

Эффективным методическим приемом формирования патриотических взглядов и убеждений учащихся является использование положительных примеров патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн. Для воспитания связанных с этими качествами взглядов и убеждений большое значение имеет создание ситуаций, в которых бы возникала борьба мнений, отстаивание учащимися своих взглядов, в процессе которых начинает складываться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция.