[ad_1]
Остались только Э, Ю, Я
В новом учебном году в только что открывшейся краснодарской школе установили очередной рекорд по числу первоклассников. Там набрали 24 первых класса по 30 учеников в каждом, дойдя до первого «Ш». Школу на ул. Героя Аверкиева начали строить три года назад. В здании площадью в почти 22 тысячи квадратных метров полсотни учебных классов, несколько спортивных залов, столовая на 600 посадочных мест, библиотека, актовый зал, гардеробные. Школа рассчитана на 1 550 учащихся в одну смену, но за парты в этом году здесь сели в два раза больше детей. Их набрали по максимуму, потому что здание находится в большом микрорайоне, застройка которого ещё продолжается.
В прошлом году числом «новобранцев» удивило учебное учреждение в Губернском микрорайоне, где был первый «Ч». В школьных журналах каждый год добавляется минимум одна новая буква, и при такой динамике скоро не хватит алфавита.
По данным департамента образования Краснодара, всего в этом сентябре в школу пошли 18,5 тысячи первоклашек. Это почти на полторы тысячи человек больше, чем в прошлом году. Из-за нехватки мест детям приходится учиться фактически в три смены. Официально такое не подтверждается, но на деле сплошь и рядом.
По прогнозам Научно-исследовательского института перспективного градостроительства, в кубанской столице должно быть 166 школ, сейчас их чуть больше 90. Детских садов в настоящее время 171, а необходимо 430.
Единственный первоклассник
В прошлом году Краснодар официально стал миллионником, хотя фактически живёт и работает в городе ещё больше людей. А вот небольшие станицы и хутора, наоборот, пустеют. В хуторе Кадухин Усть-Лабинского района в первый класс пришёл единственный ученик. Для малокомплектного учебного учреждения это не первый случай. В восьмом классе там учится одна девочка. Все шесть уроков по расписанию она наедине с учителем. В пятом классе — двое.
«Всего в школе учится 38 детей, — рассказывает заместитель директора Татьяна Мочалова. — В начальном звене у нас классы-комплекты, то есть первый и второй классы учатся вместе, также в одном кабинете третий и четвёртый. Остальные — объединять нельзя. Поэтому пока первоклассник будет не один — во втором классе пять человек, будет заниматься с ними.
Изначально планировали, что к нам придут пять новых учащихся, но перед началом учебного года выяснилось, что родители записали детей в городскую школу — ближе к месту своей работы. Маму предупредили о том, что её ребёнок единственный, она была не против. А мальчик очень способный. Умеет читать, на уроках активен. Учителей пока хватает, приезжают вести уроки педагоги из соседних посёлков.
Эта школа всегда была маленькой. В своё время в ней насчитывалось 47 человек. Но работы в хуторе нет, люди уезжают. Два раза в год делаем дворовый обход, узнаём, сколько учеников ожидать. В ближайшее время количество так и будет сохраняться в пределах 38-39 детей. Через десять лет может сократиться до 29».
Похожая ситуация в станице Шапсугской Абинского района. Там в первый класс пришли двое братьев-двойняшек. В школе 50 учеников. Исходя из специфики, это комплект. Такое количество держится уже на протяжении 10-15 лет, до этого было чуть больше. Сейчас в станице проживает около 500 человек. Есть пилорама, клуб, библиотека, магазины, почта, турбазы. Летом приезжают туристы.
По следам Столыпина
«Дети маленькой хуторской школе занимаются по такой же программе, как и в любом другом городе или селе, — рассказывает учитель истории ООШ №7 ст. Шапсугской Наталья Шляхова. — Сдают ГИА. Как и везде, есть высокие результаты и низкие. Конечно, лучше материал усвоит класс в десять учеников, чем в сорок. Чем меньше человек, тем больше качества, однако многое зависит ещё от самих детей и их родителей. Ни для кого не секрет: городские мамы и папы больше занимаются с детьми, чем сельские. В селе школа — это не только место учёбы, а вообще единственный культурный центр. Здесь проходят праздники, торжественные события».
И такая ситуация будет продолжаться — в краевой центр будут переезжать, а сёла вымирать. Малые хутора уже пропадают. Самое худшее, что может произойти, — это если останутся мегаполисы, а вокруг них пустыни. Такое допустить нельзя, нужны государственные программы по поддержке села. Например, гранты для людей, которые будут селиться в деревнях. Вспомним реформы Столыпина. Переселенцам выделяли деньги, кредиты без процентов, давали отсрочку от службы в армии. И сейчас нужно придумать что-то, что привлекало бы людей в сельскую местность».
Источник