Защита прав предпринимателей в Новороссийске

0
888

27 августа в Прокуратуре города состоялось заседание  Рабочей группы по защите прав субъектов предпринимательства. Вел заседание заместитель прокурора Новороссийска О.В. Сушков.

В мероприятии приняли участие представители муниципальных контролирующих органов, ОВД, администрации г.Новороссийска.

От бизнеса присутствовали президент Новороссийской торгово-промышленной палаты И.Г. Жаринов и вице-президент НТПП Ю.И. Ростовикова, а также представители Объединения предприятий торговли «Единство» Л.Л. Мищенко и А.Г. Гуров.

Помощник прокурора А.С. Орлянская ознакомила собравшихся с итогами работы прокуратуры города в сфере защиты прав предпринимателей за 1-ое полугодие 2015 года, были обсуждены вопросы формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов.

В частности, Алина Сергеевна пояснила, что в связи с введением ограничения на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении предприятия из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагают, что такая проверка включена в ежегодный план незаконно или необоснованно.

Доклад помощника прокурора города

В прокуратуре города Новороссийска 27.08.2015 состоялось заседание рабочей группы по защите прав предпринимателей.

В прокуратуре города Новороссийска 27.08.2015 состоялось заседание рабочей группы по защите прав предпринимателей, на котором подведены итоги работы прокуратуры города в сфере защиты прав предпринимателей за 1-ое полугодие 2015 года,  обсуждены вопросы формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов, а обсуждены имеющиеся у участников заседания вопросы.

Прокуратурой города в 1-ом полугодии 2015 года выявлено 75 нарушений закона в указанной сфере, внесено 10 представлений, по результатам рассмотрения которых, к дисциплинарной ответственности  привлечено 9 лиц, принесено 7 протестов на незаконные правовые акты, которые в последующем  приведены в соответствие, объявлено 2 предостережения, к административной ответственности привлечено 1 должностное лицо.

За согласованием внеплановых проверок в органы прокуратуры в 1-ом полугодии 2015 обратились 37 раз: по 18 заявлениям принято решение о согласовании внеплановой проверки; по 19 заявлениям отказано в согласовании, основная причина – отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки.

Несмотря на то, что за прошедшее время выработаны определенные  механизмы формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, нередки случаи когда специалистами контролирующих органов недостаточно качественно подготавливаются проекты планов проверок, что впоследствии приводит к невозможности включения того или иного хозяйствующего субъекта.  

Так, органами прокуратуры края при формировании сводного плана проверок хозяйствующих субъектов на 2015 год рассмотрено более 35 тысяч предложений контролирующих органов о проведении плановых мероприятий, из которых свыше 10 тыс. (30%) отклонено в связи с нарушением требований закона.

Наибольшее количество проверок, как и в предыдущие годы, запланировано федеральными органами государственного контроля (надзора): Государственного пожарного надзора —  9,4 тыс.,  Роспотребнадзора  — 8 тыс.,   Росреестра – 3 тыс., ГИБДД – 1,8 тыс., Государственной инспекции труда  — 1,7 тыс., органами Росздравнадзора, Федеральной миграционной службы, Министерства юстиции России,  лицензионно – разрешительной службы МВД России, Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по краю – до 300 проверок.

От органов регионального контроля поступило 7,3 тыс. предложений, из которых более 2 тысяч предложено органами ветеринарного надзора, Министерством природных ресурсов края — 1,8 тыс., Министерством образования края  — 1,6 тыс.

От органов муниципального контроля поступило 2,6 тыс. предложений.      

По результатам проверки законности предложений органов контроля свыше                     10 тыс. проверок отклонено (30,5%).  

По предложению органов прокуратуры края контролирующими органами согласованы сроки проведения 15 тысяч совместных проверок.

Основными причинами исключения из плановых мероприятий явились: планирование проверок прекративших деятельность предпринимателей и ликвидированных юридических лиц; нарушение периодичности проведения контрольных мероприятий; планирование проверок одного и того же предпринимателя в разное время; превышение либо отсутствие сроков проведения проверок; наименования объекта защиты; неверное указание сведений о проверяемом субъекте (организационно-правовой формы юридического лица, ИНН, ОГРН, место нахождения), а в ряде случаев такие данные вообще отсутствовали.

Выявлены нарушения, связанные с планированием контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, по которым не истек трехлетний срок со дня их регистрации или проведения последней плановой проверки.

О низком качестве работы говорит и невозможность исполнения плановых мероприятий. В 1 полугодии текущего года по различным причинам не проведена каждая восьмая проверка.

Основными причинами неисполнения плановых мероприятий по контролю явилась ликвидация или реорганизация юридических лиц, прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, осуществления проверяемой деятельности, смена места осуществления деятельности и др.

При этом, по – прежнему большинство контролирующих органов внесение изменений в ежегодный план не инициируют. Указанное свою очередь приводит к невозможности включения в дальнейшем контрольных мероприятий в план на следующий год. Это в частности касается тех хозяйствующих субъектов, в отношении которых проверка не проведена в виду прекращения деятельности, подлежащей проверке.   

Обращаю Ваше внимание, что внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в
10-дневный срок со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте в сети Интернет (постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489).

На сегодняшний день основными правовыми актами, регулирующими вопросы формирования плана проверок хозяйствующих субъектов являются:

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ (с изменениями) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 №489
    «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  3. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944
    «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

В соответствии с перечисленными актами до 1 сентября текущего года органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на 2014 год в органы прокуратуры. Обращаю внимание на необходимость направления плана, как в бумажном, так и в электронном виде (ч. 6 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

В связи с необходимостью до 10 сентября загрузить планы в автоматизированную электронную систему по формированию сводного плана проверок, территориальным прокурорам проверенные проекты планов необходимо направить в прокуратуру края до 7 сентября в электронном виде и на бумажном носителе.

Все предоставленные проекты планов будут загружены в программу, обработаны, при наличии совпадений по конкретным мероприятиям, органами прокуратуры края будут подготовлены и направлены контролирующим органам предложения о  согласовании проведения совместных проверок.

На втором этапе формирования планов контролирующим органам необходимо провести работу по определению единого месяца тех проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые запланированы несколькими органами контроля (надзора) в отношении одного и того же хозяйствующего субъекта. 

Указанная работа предусмотрена постановлением правительства № 489 и на первоначальном этапе.

Акцентирую Ваше внимание на том, что на втором этапе формирования плана категорически запрещается вносить какие  — либо изменения в проект плана, кроме даты проверки.

В прошлом году имели место отдельные случаи неправомерного добавления на втором этапе органами контроля дополнительных проверок, исправления первоначально указанных данных о хозяйствующем субъекте, подлежащем проверке, а также принятого прокурорами решения об отклонении включения проверки в план, что были выявлено прокурорами отдела и такие проверки не были включены в план. При этом виновные лица контролирующих органов, допустившие указанные действия были привлечены к дисциплинарной ответственности по инициативе прокуратуры.  

Окончательный вариант плана направляется контролирующими органами в органы прокуратуры до 01 ноября (ч. 6.2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Органы контроля, имеющие территориальные подразделения в районах, городах, округах и районах городов, предоставляют проекты планов в территориальные  прокуратуры.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом (ч.5 ст. 9 Закона  № 294-ФЗ).

Также необходимо продолжить практику размещения на официальных сайтах сведений о лицах, ответственных за формирование плана проверок в конкретном контролирующем органе.

Необходимо очень внимательно относиться к формированию каждой проверки проекта плана, исключая все неточности, не допуская технических ошибок, которые могут привести к искажению предоставленных сведений и отклонению проверки.  

Напомню, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

— государственной регистрации хозяйствующего субъекта;

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Иная периодичности установлена законодательством для проведения плановых проверок органами ГИБДД, миграционного, лицензионного контроля, пожарного надзора и других.  

Помимо этого, следует также учесть особенности организации и проведения в 2016 — 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства, установленные Федеральным законом от 13.07.2015 №246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 

В частности, Закон №294-ФЗ с 14.07.2015 дополнен ст. 26.1, установившей, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

Напоминаю, что категории субъектов малого и среднего предпринимательства определены в ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В числе исключений — лица, осуществляющие виды деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ №944 (так называемые рисковые виды деятельности) —  в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере:

— оказание амбулаторно – поликлинической медицинской помощи

— оказание стационарной и санаторно – курортной помощи

 — оказание скорой медицинской помощи

— розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях

— оптовая торговля лекарственными средствами

 — дошкольное и начальное образование

 — основное общее и среднее образование

— деятельность детских лагерей на время каникул

— предоставление социальных услуг с обеспечением проживания  

При этом, согласно ч.2 ст.26.1 Закона №294-ФЗ при наличии информации о том, что в отношении субъектов малого предпринимательства ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет (то есть проверки были проведены не ранее 2013 года), орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких лиц по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также иными федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок.

При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, приводится информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение (эти данные указываются контролирующими органами в графе «Комментарии»).

В ч.3 ст.26.1 Закона №294-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи.

Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой порядок еще не определен.

 

ч.4 ст.26.1 —  При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства. Порядок такого межведомственного информационного взаимодействия устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

В ч.5 ст. 26.1 Закона №294-ФЗ  предусмотрено, что должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений настоящей статьи (необходимо сделать отметку на распоряжении о том, что положения ст.26.1 Закона №294-ФЗ разъяснены, завизировав их подписью руководителя ЮЛ или иного законного представителя, а также индивидуального предпринимателя или его представителя).

В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к категории субъекта малого предпринимательства, и при отсутствии оснований, предусмотренных ч.2 настоящей статьи, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

  1. Положения настоящей статьи применяются в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления которых регулируются настоящим Федеральным законом, в том числе видов государственного контроля (надзора), указанных в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением:

1) федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;

2) федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;

3) государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;

4) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

5) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

6) лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

7) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

8) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

В ч.7 ст.26.1 Закона №294-ФЗ установлено, что проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.