Пластинчатая цепь имеет специфическое соединение пластин. Часто используется в тяжелой промышленности и судостроении. В конструкции пластинчатых цепей используются только штифты и пластины, в них нет втулок и роликов. В зависимости от вида ширина такой цепочки немного превышает сумму толщин ее пластин. Пластины просто очень плотно сидят на штифте, что придает структуре цепи большую жесткость. В листовой цепи пластины размещены практически по всей длине штифта, что делает штифт невидимым, кроме боковых сторон цепи. Он спрятан внутри неподвижных пластин. Эти цепи часто используются в вилочных погрузчиках для подъема грузов. Кроме того, существуют различные типы цепочек из листьев, которые также встречаются в украшениях. Примером могут служить браслеты для часов, которые имеют в своей структуре звенья (пластины) различной формы и шпильки, используемые для их соединения.
Построение однорядной цепи
В приводах используются лестничные цепи, которые, как уже упоминалось ранее, делятся на втулочные, роликовые, штифтовые и зубчатые.
Втулочные цепи
Втулочные цепи чаще всего используются в тихоходных машинах или вспомогательных приводах. Однако эти цепи не используются в высоконагруженных главных приводах из-за отсутствия роликов, которые защищают от износа втулок и зубьев колес и повышают общий КПД трансмиссии.
Роликовые цепи
Роликовая цепь, помимо внешних и внутренних пластин, втулок и штифтов, также имеет ролики, установленные на втулках. Использование роликов в конструкции улучшает износостойкость цепи и увеличивает эффективность трансмиссии.
Булавочные цепи
Цепи штифтов состоят из пластин. В настоящее время они не используются в приводах машин. Для них характерна низкая долговечность, вызванная быстрым износом соединений, имеющих слишком маленькую рабочую поверхность.
Зубчатые цепи
Зубчатые цепи, в свою очередь, различаются формой пластин. Они имеют в своей конструкции трапециевидные пластины, которые адаптируются к зазубринам зубчатых колес, что предотвращает соскальзывание цепи с колеса. Зубчатые цепи характеризуются, среди прочего, бесшумной работой, стабильностью, а также высокой эффективностью. Из-за своей высокой стоимости они используются в основном в сложных рабочих условиях и в особо прочных компонентах, используемых для передачи энергии на высоких скоростях.
Грузоподъемность и проскальзывание цепи
Одной из характеристик, определяющих долговечность цепи, является ее грузоподъемность. Эта грузоподъемность зависит от удельного давления в соединениях и от растягивающих напряжений в пластинах цепи. Чем ниже давление, тем долговечность цепи увеличивается. В зависимости от типа привода долговечность цепи зависит от вышеупомянутой силы удельного давления и обычно составляет от 2000 до 15000 часов в единицу времени.
Второй фактор, влияющий на износ цепи, — это скольжение взаимодействующих поверхностей, которое в случае цепных передач невелико. Проблема в цепных передачах — это удельное давление в шарнирах, вызывающее износ поверхностей скольжения. Больше всего изнашиваются штифты и внутренняя поверхность. Износ шарниров проявляется в увеличении шага цепи.