Предыстория:
Идея написания этой статьи, пришла, благодаря участнику нашей группы в одном из наших акаунтов в социальной сети. Очень порадовало, что и сейчас многих интересует история и точность исторических фактов, нашего любимого города. Указывать кто «виновник», создания статьи не будем, он думаю и так догадается.
Суть истории в следующим, у нас в альбоме хранилась фотография, датированная 1982 годом. На ней был изображен концерт ансамбля ДК Рыбаков на крейсере «Михаил Кутузов». Как раз это фото и вызвало интерес нашего участника. Вот так и получилось, вопрос родил действие, так как не любим отвечать с потолка, обратились к источникам, поискали, и поняли, а ведь прав оказался любознательный участник. Не было в 1982 году крейсера в нашем городе, он вообще не часто радовал своими визитами город, когда был в строю. Пока искали информацию для ответа на фотографию, находилось все больше и больше интересных фактов и подробностей включая технические характеристики, нашего 105-го. И вот после этого возник вопрос, а все ли мы знаем о нем? Или за почти 15 лет которых крейсер уже привычно ассоциироваться с нашим городом, мы так привыкли, что забыли — ведь это боевой корабль, у которого обширная история боевых выходов участия в военных операциях и конфликтах, а знаем ли мы что наш крейсер участвовал даже в «Карибском кризисе», а знаем ли мы что на нем проходил обучение всем известный Никита Михалков, что крейсер посещали многие известные люди, например Юрий Гагарин, и много много всего еще. Ведь прежде чем встать возле Новороссийского морского вокзала, и стать символом Новороссийска, он 50 лет верой и правдой служил нашей родине.
В общем эта статья, которая представляет из себя сборник всей информации, что мы нашли о нашем 105-м, для тех кто любит наш город и интересуется его историей, а крейсер уже давно стал его частью.
Ну и в завершение, статья будет постоянно пополняться вновь найденными материалами.
Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года — приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.
За прошедшие годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело осевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам I ранга.
Про неоднозначную историю корабля :
Легкий крейсер пр.68-бис «Михаил Кутузов» был заложен 22.02.1951 г. в Николаеве, на судостроительном заводе № 444 (им. Носенко), заводской №385. Спущен на воду 29.11.1952 г., вступил в строй 30.12.1954 г. На Черноморском флоте первым стал выполнять задачи боевой службы в Средиземном море и Атлантике в период «холодной войны». Всего совершил 15 дальних походов. Нанес визиты в Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 гг., Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 гг. и в Варну (Болгария) в 1964 г.
01-31.6.1967 г. и 01.8-31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 1.3-31.07.1970 г. — вооруженным силам Сирии.
В 1986-1989 гг. крейсер был модернизирован по проекту 68А. Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 г., находился на отстое в Севастополе, рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23-25 августа 2001 г. был переведен в Новороссийск и 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.
1955 Участие в спасении экипажа линкора «Новороссийск», погибло 32 члена экипажа крейсера.
1961 г. на борту крейсера «Михаил Кутузов» снимался фильм: «Увольнение на берег» с участием Владимира Высоцкого.
Для того, чтобы читатель этой публикации: «странички жизни Виктора Шулепова» проникся атмосферой введения во Флот, предлагаю небольшое лирическое отступление.
Из воспоминаний В. Высоцкого:
«….Этот фильм мы снимали на крейсере «Кутузов», флагмане Черноморского флота. Снимали в Севастополе. Я жил там целый месяц. Спал в кубрике, учился драить палубу. Мы снимали наказание, поэтому мне надо было научиться драить палубу и еще кое-что погрязнее. »
1994 Ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля — как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и зкскурсионно-туристической работы.
1996 Директивой ГШ ВМФ от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.
2001 Директивой ГК ВМФ РФ от 3.08.2001г. № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ и перебазирован в город Новороссийск 23 августа 2001 года.
28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.
Из воспоминаний:
«…Через несколько недель адъютант командующего сообщил нам, что на флот пришла директива ГК ВМФ с решением реализации крейсера как госимущества на металл (мы говорили — «на иголки»). Даны указания управлениям и отделам флота.Лука Петрович и я быстро набросали текст обращения, начав его фразой: «Глубокоуважаемый Евгений Максимович!». На компьютере я набрал текст на нашем специальном бланке, на котором вверху слева силуэт крейсера, справа — его герб, и на принтере отпечатал. Обращение тут же вложили в конверт и через проводника поезда отправили в Москву, где уведомленное нами доверенное лицо его получило.Через день утром Евгений Максимович Примаков, премьер-министр России, видит наше письмо на своем рабочем столе, читает его и велит секретарю соединить его с Главнокомандующим ВМФ, а тому говорит приблизительно следующее: «Я вашу директиву на Черноморский флот о реализации крейсера «Михаил Кутузов » на металл отменяю, оставить его в составе флота в качестве корабля – музея». Так буднично было, наконец, принято окончательное решение о дальнейшей судьбе крейсера, решение, которое не могли теперь оспорить ни ГК ВМФ, ни МО России».
2010 — в Новороссийске проходят съёмки телесериалов «Морские дьяволы-5» и «Морпехи».
В съёмках участвуют и моряки Новороссийской Военно-Морской Базы, некоторые из эпизодов снимаются на стоящем у Морвокзала крейсере «Михаил Кутузов».
В съёмках фильмов принимает участие каскадер С. Морин из центра каскадёров «Трюк».
В настоящее время ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ», одно из крупнейших российских бюро по проектированию морских портов, опубликовало тендер на выполнение расчетов раскрепления крейсера «Михаил Кутузов» на временной рейдовой стоянке. Как сообщили в пресс-службе Военно-морского музея, впоследствии корабль не потеряет своих музейных функций. В то же время ремонт крейсера времен «холодной войны» в ближайшие годы производится не будет. По сообщению СМИ, вопрос о перебазировании «Михаила Кутузова» обсуждался на заседании Морской коллегии при правительстве РФ 26 июня 2014 года. Ранее на освобождении 33-го причала Новороссийского порта настаивало Министерство транспорта России, называя стоянку крейсера «нецелевым использованием».
2012 В Новороссийске в день празднования 229-й годовщины Черноморского флота (ЧФ) воспитанники военно-патриотического Центра детского дополнительного образования «Радуга» (станица Брюховецкая) Краснодарского края впервые на борту крейсера-музея «Михаил Кутузов» провели радиоэкспедицию. В радиоэфире прозвучали поздравления с годовщиной Черноморского флотах, 67-й годовщиной Победы, а также с Днем радио. В течение всего дня школьники и моряки вели трансляцию программ об истории ЧФ, об изобретателе радио — А.С. Попове и его роли в создании системы связи для военно-морского флота страны. Проведение радиоэкспедиции направлено на расширение и укрепление связей между общественными организациями, учебными заведениями и воинскими частями, на повышение престижа воинской службы. Всего в мероприятии приняли участие более 100 воспитанников центра «Радуга» и моряков–черноморцев Новороссийской военно-морской базы.
2015 Принято решение о реконструкции крейсера в городе Севастополе, после чего он снова прибудет в Новороссийск, однако будет находиться на новом месте. Место обсуждается.
Михаил Кутузов (1952)
История создания
В середине 1930-х гг., по мере разработки планов создания в СССР мощного океанского флота, все более актуальным становился вопрос разработки новых легких крейсеров, предназначенных для действий в составе будущих эскадр. Строившиеся на тот момент крейсера проектов 26 и 26-бис не удовлетворяли ни военных, ни промышленность — как своей стоимостью, так и несбалансированностью основных тактических характеристик.
Разработка проекта 68 выполнялась ленинградским ЦКБ-17. Эскизный проект впервые был представлен на рассмотрение НК ВМФ в марте 1938 г., затем откорректирован в связи с замечаниями и изменениями, а 29 июня утвержден уже с 4-я башнями ГК МК-5 при стандартном водоизмещении в 10 000 т. ГЭУ, состоящая из двух ТЗА типа ТВ7 и шести водотрубных котлов КВ-68, должна была обеспечить суммарную мощность 26 500 л.с. Турбозубчатые агрегаты приводили во вращение два трехлопастных бронзовых гребных винта фиксированного шага. Полный запас топлива (флотский мазут) составлял 2236 т, расчетная скорость полного хода — 34,5 узла.
В декабре 1938 г. рассмотрение технического проекта 68 прошло в Управлением кораблестроения ВМФ. В 1939 г. приступили к закладке крейсеров пр.68 на стапелях сразу нескольких судостроительных заводов. В рамках пятилетнего плана (1938—1942 гг.) планировалось развернуть строительство 16 кораблей, со сдачей 5 из них флоту в 1942 г. Однако 22 июня началась война. А уже 10 июля 1941 г. постановлением ГКО строительство крейсеров проекта 68 и других крупных кораблей приостановили.
Постройка и испытания
Легкий артиллерийский крейсер проект 68-БИС «Михаил Кутузов»был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода № ОССЗ № 444 в Николаеве (заводской №С-385) 22 февраля 1951г.
Спущен на воду 29 ноября 1952 г. 20 апреля 1954 г. на корабле начались швартовые испытания, завершившиеся 16 августа, а 11 июля состоялось вселение экипажа. Флаг ВМФ СССР на крейсере «Михаил Кутузов» был поднят 9 августа 1954 г.
5 сентября корабль начал прохождение заводских ходовых испытаний, а с 14 октября — государственных испытаний, по завершении которых он возвратился в завод для ревизии и устранения замечаний.
30 декабря во время стоянки крейсера у стенки ССЗ № 444 в Николаеве был подписан приемный акт. 31 января 1955 г. зачислен в состав боевых кораблей Краснознаменного Черноморского флота, а с 15 февраля — в состав эскадры ЧФ находился в составе кораблей 1-й линии («постоянной готовности»).
Описание конструкции
Корпус
Корабль имел две мачты, две дымовые трубы, четыре трехорудийные башни артиллерии главного калибра. В средней части крейсера смонтированы два блока надстроек. На носовой надстройке разместились: боевая рубка, носовой КДП для управления огнем артиллерии ГК, две батареи мелкокалиберной зенитной артиллерии. На кормовой надстройке установили две кормовые батареи МЗА и второй КДП главного калибра. Шесть спаренных 100-мм универсальных палубно-башенных артиллерийских установок установлены на полубаке, по три на каждый борт.
Крейсер имел цельносварной корпус и двойное дно. Для изготовления конструкций использовалась низколегированная сталь повышенной прочности. Для обеспечения непотопляемости корпус делился 22-я главными поперечными водонепроницаемыми переборками на 23 автономных отсека.
Бронирование
Для защиты жизненно важных частей корабля предусматривалось общее и местное бронирование: противоснарядное, противоосколочное и противопульное. В конструкциях использовалась главным образом гомогенная броня. Основная масса брони приходилась на цитадель, состоящую из бортового пояса и траверзов, накрытых защитной палубой. Вес бронезащиты корпуса около 3000 тонн.
Согласно расчетам, предусматривалось, что бронирование должно обеспечивать в боевых условиях защиту жизненно важных центров корабля от поражающего воздействия 152-мм и 203-мм бронебойных снарядов.
Примененная на корабле конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника исчерпывалась только двойным дном. Система бортовых отсеков и продольных переборок лишь ограничивала затопленные объемы внутри корпуса, но не могла локализовать воздействие взрыва боевой части торпеды.
Бронирование:
Место | Толщина бронелистов |
---|---|
Бортовой пояс | 100 мм. |
Носовой траверз | 120 мм. |
Кормовой траверз | 100 мм. |
Барбеты артиллерийских башен главного калибра | 130 мм. |
Борта отсеков рулевого и румпельного отделений | 100 мм. |
Настил нижней палубы | 50 мм. |
Боевая рубка | 130 мм. |
Цилиндрический бронекожух защиты кабельных коммуникаций | 50 мм. |
Решетки шахт машинно-котельных вентиляторов | 125 мм. |
Запасной командный пункт (ходовая рубка) | 10 мм. |
оевые посты внутри башенноподобной фок-мачты | 10 мм. |
Командно-дальномерные посты | 13 мм. |
Кожухи дальномеров | 10 мм. |
Стабилизированный пост наводки | 10 мм. |
Энергетическая установка и ходовые качества
Главная энергетическая установка крейсера состояла из 6 вертикальных паровых котлов треугольного типа КВ-68 и 2 турбозубчатых агрегатов ТВ-7 с соответствующими вспомогательными механизмами и арматурой.
С целью повышения живучести, машинные и котельные отделения располагались эшелонированно. Для повышения стойкости к воздействию ударных нагрузок и сотрясений, корпуса турбин и вспомогательных механизмов изготавливались из стали, с обязательной амортизацией механизмов.
Два четырехлопастных латунных гребных винта, приводились во вращение двумя турбозубчатыми агрегатами. Турбина носового моторного отделения работала на правый валопровод, кормового — на левый.
Отопление и бытовые нужды личного состава обеспечивали два вспомогательных котла типа КВС-68-бис. С учетом увеличения числа потребителей электроэнергии установлены пять турбогенераторов мощностью по 300 кВт и четыре дизель-генератора, по 300 кВт каждый.
Запас топлива размещался в цистернах (1590 тонн), расположенных в двойном дне, и в бортовых цистернах (1830 тонн). При необходимости имелась возможность принять дополнительно до 200 тонн топлива в кормовые дифферентные цистерны и еще 300 тонн — в нефтеперегрузочные и расходные цистерны. Общий запас смазочного масла составлял 90 тонн, дизельного топлива для дизель-генераторов — 80 тонн, питательной воды для котлов — 317 тонн. Вес ГЭУ составил — 1911 тонн.
Характеристики КВ-68:
Характеристики | Значение |
---|---|
паропроизводительность | 115000 кг/час |
рабочее давление пара | 25 кг/см² |
температура перегретого пара | 370°±20°С |
испаряющая поверхность нагрева | 1107 м² |
удельный вес | 17,4 кг/л.с. |
Крейсера проекта 68-бис явились последними кораблями оборудованными котлами типа КВ-68, на советские корабли нового поколения эти котлы не устанавливались.
Характеристики (ТЗА) — ТВ-7.
Характеристики | Значение |
---|---|
номинальная мощность | 110 000 л.с. |
проектная мощность полного переднего хода | 128000 л.с. |
проектная мощность полного заднего хода | 25270 л.с. |
длина валопровода по правому борту | 84,9 м. |
длина валопровода по левому борту | 43,7 м. |
диаметр гребных валов | 0,5 м. |
диаметр винта | 4,58 м. |
масса винта | 16,4 т. |
частота вращения винта | 315 об/мин. |
Экипаж
Экипаж крейсера насчитывал 1057 офицеров, мичманов, старшин и матросов. Командир корабля размещался в салоне (кабинет, спальня, ванная, столовая). Старший помощник командира корабля, командиры боевых частей, начальники служб, заместитель командира корабля по политической части, парторг, пропагандист, секретарь комитета комсомола, командиры дивизионов БЧ-2, БЧ-5, главный боцман и представитель Особого отдела — в отдельных одноместных каютах (всего 30 шт.), расположенных на 2-й палубе. Остальные офицеры жили в двухместных каютах на 3-й (броневой) палубе корабля. Там же в четырехместных каютах размещались мичманы. Для матросов и старшин срочной службы предназначались 50 кубриков различной вместимости.
Офицеры принимали пищу в кают-компании, для командирского состава имелся отдельный камбуз. Мичманы и сверхсрочники питались в отдельной кают-компании в две смены. Матросы и старшины срочной службы ели прямо в кубриках, где имелись съемные столы и шкафчики для посуды. На корабле была оборудована баня для личного состава срочной службы, а также отдельные душевые для офицеров. Для обеспечения бытовых нужд личного состава корабль оснащался прачечной и паровой гладилкой.
Офицеры и мичманы для проведения культурно-массовых мероприятий собирались в кают-компании офицеров. В ней имелся салон с бильярдом и столиками. Для проведения культурно-массовых мероприятий личного состава срочной службы был специально оборудован клуб.
Вооружение
Главный калибр
Двенадцать 152-мм орудий Б-38 в 4-х трехорудийных башнях МК-5-бис, располагались двумя группами — по две башни в носу и корме.
Установки располагали собственным радиолокационным дальномером «Штаг-Б» (2-я и 3-я башни) и оптическим прицелом АМО-3. Башни могли управляться как изнутри (местное управление), так и дистанционно — из центрального артиллерийского поста посредством системы дистанционного управления Д-2. Дальность обнаружения надводной цели составляла 120 кбт, дальность точного сопровождения — 100 кбт.
Для управления огнем ГК служила система ПУС «Молния АЦ-68-бис».
Управлял огнем командир группы управления артиллерийским огнем дивизиона главного калибра. Он находился на своем командном пункте — в центральном артиллерийском посту.
Основные характеристики МК-5 | Значение | Основные характеристики МК-5 | Значение |
---|---|---|---|
Длина ствола полная, мм/клб | 8935/58,6 | Скорость вертикального наведения, град/с | 13° |
Длина нарезной части, мм | 6980 | Скорость горизонтального наведения, град/с | 7° |
Угол вертикального наведения | -5°, +45° | Скорострельность, выстр./мин. | 4,8-7,5 |
Угол горизонтального наведения: | Начальная скорость снаряда, м/с | 950 | |
I, III и IV башен | +148° | Дальность стрельбы, км | 30,2 |
II башни | +140° | Расчет, человек | 59-63 |
Толщина брони, мм | лоб-175; борт-65; корма-60; крыша-75 | Масса, т: | 242,8 |
В боекомплект пушки Б-38 входит:
Снаряд | Масса снаряда | Тип взрывателя | Вес боевого заряда | Начальная скорость | Дальность |
---|---|---|---|---|---|
полубронебойный ПБ-35 | 55 кг. | В-429, РГМ-6 | 24 кг. | 950 м/с | 30 215 м |
осколочно-фугасный ОФ-35 | 55 кг. | В-429, РГМ-6 | 24 кг. | 950 м/с | 30 215 м |
зенитный ЗС-35 | 55 кг. | ВМ-16Л, ВМ-16М, ВМ-16 | 24 кг. | 950 м/с | 30 215 м |
осветительный парашютный СП-35 | 48,5 кг. | ВМ-16Л, ВМ-16М, ВМ-16 | 24 кг. | 950 м/с | 30 215 м |
Универсальная артиллерия
Защиту корабля от легких сил вероятного противника обеспечивали двенадцать 100-мм универсальных орудий, смонтированных в двухорудийных стабилизированных установках СМ-5-1. Боекомплект включал фугасные, осколочно-фугасные, зенитные и осветительные снаряды (патроны), а также снаряды пассивных радио-локационных помех.
Управление стрельбой обеспечивалось системой ПУС «Зенит-68-бисА» и универсальным преобразователем координат с APЛC «Якорь». РЛС «Якорь» предназначалась для управления стрельбой орудий универсального калибра. Станция имела устройство автоматического сопровождения целей по трем координатам. Дальность обнаружения воздушных целей составила до 30-160 кбт, надводных — до 150-180 кбт.
Характеристики | Значение |
---|---|
Калибр, мм | 100 |
Длина ствола, мм/клб | 7015/70 |
Число нарезов/глубина нарезов, мм | 32/2,0 |
Угол ВН, град. | -8…+85 |
Скорость наведения от электродвигателя, ГН/ ВН, град./с | 17/16 |
Вес установки/качающейся части, т | 45,8/19,64 |
Нач. скорость снаряда, м/с | 1000 |
Дальность стрельбы/досягаемость по высоте, км | 24/16-17 |
Практическая скорострельность, выстр./мин | 15-18 |
Расчет на установку (башню), чел. | 19 |
Зенитная артиллерия
ПВО корабля в ближней зоне обеспечивали 32 37-мм автомата 70-К, в спаренных артустановках В-11. Артсистему В-11М приняли на вооружение в 1946 г. Орудия монтировались в общей люльке и имели водяное охлаждение. Питание — обойменное, ручное. Наведение в обеих плоскостях ручное. Для защиты расчета от огня бортового оружия самолетов АУ снабдили 10-мм щитом, охватывающим орудийную платформу. Максимальная дальность стрельбы по горизонту составляла 8400 м, по воздушным целям — 4000 м. В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие и бронебойно-трассирующие унитарные патроны.
Установки размещались в двух группах, носовой и кормовой, в составе 4-х батарей, по 2 с каждого борта. Установки В-11 могли обстреливать воздушные цели на острых носовых и кормовых углах относительно плоскости корабля.
Характеристики | Значение |
---|---|
Калибр, мм | 37 |
Длина ствола, мм/клб | 2579/69,7 |
Число нарезов/глубина нарезов, мм | 16/0,45 |
Угол ВН, град. | -15…+90 |
Скорость наведения от электродвигателя, ГН/ ВН, град./с | 16,7/12,6 |
Вес установки/качающейся части, т | 3,4/0,92 |
Нач. скорость снаряда, м/с | 880 |
Дальность стрельбы/досягаемость по высоте, км | 8,4/4 |
Практическая скорострельность, выстр./мин | 160-180 |
Расчет на установку (башню), чел. | 7-8 |
Проектирование 30-мм спаренной автоматической установки КЛ-302 было начато в 1956 г. Установка КЛ-302 с ПУС «Рысь» была принята на вооружение в 1962 году под названием АК-230.
Для стрельбы из автомата используются боеприпасы с электрокапсюльной втулкой, которая срабатывает при прохождении в цепи стрельбы тока 0,24 — 0,65 А. Питание автомата ленточное.
Режимы работы автомата: стрельба ведется очередями до 100 выстрелов непрерывного огня на ствол, после чего ствол охлаждается в течение 15-20 минут с включенной системой наружного охлаждения. В исключительных случаях допускается стрельба до израсходования всего боекомплекта (500 патронов) с перерывами между каждыми 100 выстрелами 15-20 сек. В таком случае обеспечивается безостановочность стрельбы, но происходит полный износ канала ствола.
Боекомплект АК-230 входит: осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-83; фугасный снаряд Ф-83; бронебойно-трассирующий снаряд Бр-83.
Минно-торпедное вооружение
Торпедное вооружение крейсера состояло из двух пятитрубных 533-мм аппаратов ПТА-53-68-бис с системой ПУТС «Сталинград-2Т-68-бис».
Обеспечивались три режима наведения ТА на цель: автоматическая, полуавтоматическая (центральная наводка) и аппаратная. Данные о надводных целях поступали от специальной торпедной РЛС «Заря». Дальность обнаружения надводной цели — 320 кбт (линкор) или 110 кбт (тральщик), дальность наблюдения всплесков от артиллерийских снарядов — 25-110 кбт.
Боевые расчеты ТА могли выпустить по противнику, находящемуся с любого борта, от 1 до 5 торпед последовательно или залпом. Применяемые торпеды СЭТ-53, СЭТ-65, 53-65К. Первоначально выталкивание торпеды осуществлялось пороховым зарядом, впоследствии появились пневматические модификации.
Крейсер имел оборудование для постановки мин заграждения.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Для управления огнем ГК служила система ПУС «Молния АЦ-68-бис». Система ПУС «Молния АЦ-68-бис» была разработана в 1949 г.
В штатном режиме данные о цели и падении своих залпов поступали на счетные приборы от РЛС «Залп», а о параметрах движения своего корабля от датчиков лага «Гаусс-50», носового, кормового и центрального гиропостов, носового и кормового постов «Компонент».
РЛС «Залп» обеспечивала обнаружение надводных целей на больших дальностях и высокую точность определения их координат. Станция предназначалась для обеспечения стрельбы главным и универсальным калибром, выдавая данные по дальности цели, курсовому углу и отклонению точек падения снарядов от цели по всплескам. Антенна станции была стабилизирована в трех плоскостях и позволяла удерживать радиолокационный контакт с целью на волнении моря до 6 баллов. РЛС имела систему автоматического сопровождения целей по двум координатам и обеспечивала корректировку стрельбы по всплескам.
Торпедным вооружением корабля управляла система ПУТС «Сталинград-2Т-68-бис», сопряженная со специальной торпедной радиотехнической станцией «Заря» и универсальным торпедным прицелом.
Модернизации и переоборудования
В мае 1955 г. в районе Севастополя на крейсере «Михаил Кутузов» проводились испытания вертолетов Ка-15 и Ми-1, для приема которых на юте была оборудована специальная площадка.
В 1956 г. установили новую РЛС дальнего обнаружения воздушных целей П-8, антенна которой размещалась на площадке грот-мачты.
С 16 октября 1966 г. по 11 сентября 1967 г. крейсер прошел текущий ремонт на ССЗ № 497 в Севастополе. Была выполнена также частичная модернизация радиоэлектронного вооружения, демонтирована РЛС П-8 (заменена на РЛС «Киль-У») и установлена на кормовой площадке РЛС П-10. Одновременно были демонтированы батареи 37-мм автоматов В-11М в носовой части и за первой дымовой трубой, а на их местах оборудовали соответственно носовой и кормовой штурманские классы для обучения курсантов.
В период с 30 марта 1979 г. по 30 апреля 1986 г. крейсер прошел на Севастопольском Морском заводе им. С. Орджоникидзе капитальный ремонт и модернизацию по проекту 68А (одновременно на прежних местах взамен упраздненных штурманских классов были восстановлены 37-мм автоматы В-11М).
Проект 68А предусматривал увеличение эффективности ПВО корабля, а также средств связи и управления соединением для возможного использования крейсеров в качестве флагманских кораблей и кораблей огневой поддержки.
Усиливались зенитные огневые средства самообороны корабля — за счет установки на площадках вокруг носовой надстройки восьми спаренных 30-мм автоматов АК-230 с дистанционным управлением и 4-я СУ МР-104 «Рысь», размещались они двумя группами, носовой и кормовой, по 4 установки в каждой.
Надстройка за счет расширения оперативной рубки и мостиков становилась массивнее.
Корабль получал так же автономную доплеровскую аппаратуру «Штырь-М», аппаратуру «Звездочка-68А», «Цунами-БМ», дозиметрические приборы КДУ-4А, АГФ-1М, ЗУК-2, КИД-6Д, а также приемо-передающие устройства передачи грузов на ходу системы «Струна 2П-400».
Полностью заменялась аппаратура радиосвязи и радиоэлектронного противодействия, а также холодильные машины. На борту оборудовался флагманский командный пункт (ФКП) с необходимыми средствами связи и управления, увеличивались углы обзора РЛС.
Остальное вооружение и средства связи в целом сохранялось по исходному проекту.
Наименование элементов | По пр.68-бис(на 1967 г.) | По пр.68А(на 1985 г.) | Примечание |
---|---|---|---|
Длина наибольшая | 209,9 | 209,9 | — |
Длина по КВЛ | 204,96 | 204,96 | — |
Ширина наибольшая (с броней) | 21,97 | 21,97 | — |
Ширина по КВЛ | 21,37 | 21,37 | — |
Осадка носом | 7,27 | 7,88 | для полн. водоизмещения |
Осадка кормой | 7,27 | 7,96 | для полн. водоизмещения |
Осадка средняя | 7,27 | 7,92 | для полн. водоизмещения |
Высота борта в носу | 14,79 | 14,79 | для станд. водоизмещения |
Высота борта на миделе | 13,49 | 13,49 | для станд. водоизмещения |
Высота борта в корме | 11,39 | 11.39 | для станд. водоизмещения |
Водоизмещение (т.), стандартное | 13285 | 14860 | — |
Водоизмещение (т.), нормальное | 14833 | 16810 | — |
Водоизмещение (т.), полное | 16362 | 18360 | — |
Мощность ГЭУ, л.с. | 125000 л.с. | 125000 л.с. | полная |
Скорость хода (уз.) оперативно-экономическая | — | 18,2 | — |
Скорость хода (уз.) крейсерская | — | 23,2 | — |
Скорость хода (уз.) полная | — | 32,0 | — |
Дальность плавания, мили | — | 5220(18,2); 4100(23,2); 2080(32,0) | — |
Главный калибр | 4×3-152 мм АУ; MK-5-бис | 4×3-152 мм АУ; MK-5-бис | — |
Универсальный калибр | 6×2-100 мм АУ СМ-5-lc | 6×2-100 мм АУ СМ-5-lc | — |
МЗА | 16×2-37 мм АУ В-11 | 16×2-37 мм АУ В-11; 8×2-30 мм АУ АК-230 | — |
Комплектация, чел. | 1200 | 1057 | — |
История службы
31 января 1955 г. корабль вошел в состав КЧФ, а с 15 февраля — в состав эскадры КЧФ.
С декабря 1955 г. в связи с реорганизацией эскадры ЧФ корабль был включен в нее в составе 50-й ДИКР.
В мае 1955 года на борту крейсера проводились испытания первого корабельного вертолета Ка-15 и Ми-1
29 марта 1956 г. крейсер был перечислен в состав 44-й ДИКР ЧФ.
30 ноября 1956 г. корабль перечислили в состав 50-й дивизии крейсеров ЧФ.
В период с 19 мая по 6 сентября 1957 г. крейсер «Михаил Кутузов» совершил переход по маршруту Севастополь — Ленинград.
15 октября 1957 г. во время отработки управления артиллерией, из-за нарушения личным составом соответствующей инструкции, произошло столкновение среднего ствола 2-й башни главного калибра со стволом левого орудия 1 -й (носовой) башни. В результате этого оказался погнут сектор среднего орудия 2-й башни, что потребовало ремонта с заменой поврежденных деталей.
27 июля 1958 г. во время производства вечернего салюта по случаю празднования Дня военно-морского флота в Севастополе в 22.04, после 13-го залпа, из-за ошибки заряжающего правого орудия 3-й 100-мм артустановки СМ-5 матроса Ларина, не заметившего, что выстрела не произошло, и открывшего замок, произошел взрыв выпавшего на палубу снаряда. В результате матрос Семко, стоявший в оцеплении между 3-й и 5-й артустановками СМ-5, получил смертельное ранение.
В период «Карибского кризиса» в июле — декабре 1962 г. крейсер «Михаил Кутузов» в рамках стратегической операции «Анадырь» готовился к походу на Кубу в качестве флагманского корабля ОБК ЧФ (БРК «Гневный» и «Бойкий»). В этой связи корабли отряда усиленно отрабатывали задачи всех видов обороны на переходе морем, совместное плавание и плавание на пределе автономности. После мирного разрешения кризиса поход на Кубу отменили.
С 10 марта по 27 июня 1966 г. «Михаил Кутузов» находился на боевой службе в Средиземном море.
В период с 1 по 31 июня 1967 г. «Михаил Кутузов», находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам ОАР.
В период с 1 августа по 31 декабря 1968 г. крейсер вновь выходил на БС в Средиземное море, где опять оказывал помощь вооруженным силам ОАР. За это время крейсер пять раз заходил в Александрию и один раз — в Алжир. На обратном пути «Михаил Кутузов» (бортовой № 108) провел из Александрии в Севастополь два египетских ЭМ Damietta и Аl Naser (бывшие «Солидный» и «Беспощадный», которые возвращались советской стороне в обмен на получение двух одноименных модернизированных кораблей этого же проекта), осуществляя снабжение их в море котельной водой и частичную буксировку до проливной зоны. Оба эсминца при этом имели советские экипажи, бортовые номера и следовали под советскими флагами.
В период с 25 марта по 29 сентября 1969 г. крейсер находился на очередной БС в Средиземном море.
В период с 1 марта по 31 июля 1970 г. «Михаил Кутузов» выходил на БС в Средиземное море, в ходе которой, находясь в зоне военных действий, решал задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии.
30 июня 1970 г. на ЧФ была сформирована 11-я БПЛК, в состав которой вошел также крейсер «Михаил Кутузов».
29 ноября 1970 г. крейсер встал к стенке Севморзавода для прохождения очередного ремонта и с 25 декабря был перечислен в состав 63-й БСРК.
14 сентября 1973 г. корабль завершил ремонт и начал ходовые испытания.
С 1974 по 1979 г. «Михаил Кутузов» находился на консервации в Севастополе.
В общей сложности крейсер «Михаил Кутузов» за период своей активной службы совершил 15 дальних походов и боевых служб. Шефство над кораблем осуществляла Курская область.
10 апреля 1986 г. «Михаил Кутузов» начал сдаточные испытания и 30 апреля по их завершении был подписан приемный акт. После отработки курсовых задач корабль до 1988 г. входил в состав сил постоянной готовности, но на БС корабль больше не выходил. Затем его вывели в резерв, законсервировали и снова поставили в Севастополе на отстой с сокращенным экипажем.
В 1998 г. крейсер был исключен из состава ВМФ. Однако благодаря ходатайству его экипажа, ветеранов на высоком государственном уровне было принято решение сохранить крейсер в качестве музея. Для этого «Михаил Кутузов» прошел в Севастополе помимо переоборудования необходимый ремонт с докованием и окраской, во время которого с него сняли многое избыточное оборудование и даже гребные винты. Уникальность «Михаила Кутузова» признана ЮНЕСКО, взявшей его на учет в качестве корабля-музея и корабля-памятника. 23 августа 2001 г. в Севастополе состоялась торжественная церемония проводов крейсера-музея в Новороссийск, куда он был уведен буксирами и где затем поставлен на вечную стоянку.
С начала плавания прошел — 211900 миль.
Командиры
C 12 декабря 1954 г. — капитан 2 ранга М. З. Любичев.
C 8 октября 1955 г. — капитан 2 ранга Г. Е. Голота.
С 27 сентября 1958 г. — капитан 2 ранга С. М. Федоров.
C 4 сентября 1961 г. — капитан 2 ранга В. М. Леоненков.
C 12 августа 1966 г. — капитан 2 ранга Н. К. Федоров.
C 24 октября 1969 г. — капитан 2 ранга К. И. Жилин.
С 19 февраля 1971 г. — капитан 2 ранга А. А. Гусев.
C 28 сентября 1973 г. — капитан 2 ранга В. В. Распутин.
С 18 декабря 1976 г. — капитан 2 ранга А. А. Гармашов.
C 15 октября 1979 г. — капитан 2 ранга Н. И. Малинка.
C 22 июня 1985 г. — капитан 2 ранга Ю. Н. Рябенький.
Награды
26 декабря 1956 г. «Михаил Кутузов» завоевал приз ГК ВМФ по итогам артиллерийской стрельбы по морской цели.
29 октября 1958 года крейсер на «отлично» выполнил зачетные артиллерийские стрельбы, завоевав переходящий приз ГК ВМФ.
Участие в спасательных мероприятиях
В ночь на 29 октября 1955 г. в ходе оказания помощи аварийному линейному кораблю «Новороссийск», под носовой частью которого произошел сильный взрыв, в числе других на него была направлена аварийная партия с «Михаила Кутузова». При опрокидывании линкора 27 офицеров, старшин и матросов аварийной партии крейсера, находившихся в нижних помещениях, были накрыты корпусом «Новороссийска» и погибли.
Официальные визиты
В июле 1955 г. на крейсере «Михаил Кутузов» побывал президент Индонезии Сукарно, совершивший на нем переход морем от Ялты до Сочи.
В периоде 31 мая по 10 июня 1956 г. крейсер «Михаил Кутузов» нанес визиты в порты Сплит (Югославия) и Дуррес (Албания).
2 июля 1956 г. на сухумском рейде крейсер принял на борт шаха Ирана М. Р. Пехлеви и шахиню Сорейл, которых доставил до сочинского рейда.
7 сентября 1956 г. на сухумском рейде на борту корабля встречали делегацию во главе с президентом Индонезии Сухарто, которую доставил в Сочи.
30 августа 1957 года корабль совершил заход в албанский порт Дуррес, где крейсер посетила делегация высокопоставленных представителей Албании.
С 4 по 12 июня 1963 г. крейсер «Михаил Кутузов» ходил с визитом в Бургас для показа военной техники руководству стран Варшавского договора.
В период с 18 по 25 июня 1964 г. крейсер «Михаил Кутузов» посетил с визитами югославские порты Сплит и Дубровник.
Со 2 по 13 августа 1964 г. крейсер «Михаил Кутузов» посетил с визитом Варну.
В период с 30 августа по 3 сентября 1964 г. крейсер нанес визит в Сплит.
Этот корабль в искусстве
В 1962 г. на борту крейсера снимался художественный фильм «Увольнение на берег» с участием B.C. Высоцкого.
В 2010 г. снят документальный фильм — Крейсер «Михаил Кутузов»
Ссылки
1) Черноморский флот (информационный ресурс)
2) Статья в Википедии — Михаил Кутузов (крейсер)
3) Статья в Википедии — Крейсера проекта 68-бис
4) Статья в Википедии — ПТА-53 (торпедный аппарат)
5) Статья в Википедии — артиллерийская установка СМ-5-1
Литература
1) Заблоцкий В. — Крейсера «холодной войны» — 2008
Галерея изображений