Торговые центры будущего: посткризисный прогноз от экспертов

0
68

Про колоссальные убытки торгово-развлекательных центров в пик нынешней пандемии не писал только ленивый. Также, как и про то, что отныне неотъемлемой частью жизни ТРЦ станут регулярная дезинфекция, соблюдение дистанции в 1,5 метра и контроль количества посетителей. Но все это уже приелось. Мы же сегодня поговорим о том, какими видят эксперты торговые центры в более отдаленной перспективе — через 2-3 года.

Старое — не значит плохое

Еще до «короновирусного» кризиса в России наблюдался замедленный рост строительства торгово-развлекательных комплексов. Новые центры, конечно, регулярно появлялись, но не так активно, как еще лет 7 назад. Во многом это объясняется отголосками предыдущего экономического спада, разразившегося в 2014 году. У большей части населения сократились доходы: и у потребителей, и у инвесторов. Поэтому в последние годы девелоперы чаще занимались реконструкцией уже существующих ТРЦ, нежели строительством новых.

Понятно, что пандемия только способствует усилению этой тенденции. Тем более, что реконструкция сейчас предполагает не только обновление косметического ремонта, но и оптимизацию площади (даже частичную перепланировку), чтобы соответствовать новым требованиям к работе общественных заведений. Реновация открывает для старых ТЦ новые перспективы. Правда, и цены за квадратный метр в этом случае часто тоже «обновляются». Все зависит от политики собственника. Например, аренда помещения под салон красоты в Москве стоила 60 000 за кв.м, а после ремонта — уже 80 000 кв.м. Но эти условия касаются только новых съемщиков, с кем до реновации здания не был подписан договор.

Народ требует зрелищ

Современные потребители уже давно приходят в торговые центры не только ради магазинов. Они ищут здесь яркие впечатления и соответствующую атмосферу. Именно по этому больше всего скучали жители мегаполисов, будучи запертыми в карантин в четырех стенах. В ТРЦ можно посидеть с друзьями в кафе, посмотреть кино, «навести лоск» в парикмахерской. Иными словами масса удовольствий «в одном флаконе». Девелоперы понимают, что не торговля, а досуг становится главным «драйвером» таких заведений. И не останавливаются на достигнутом. Моллы нового формата помимо классических «кино-кафе» будут предлагать еще более масштабные развлечения: спортивные клубы, семейные игровые зоны, бильярдные салоны, боулинг. Через несколько лет все это станет привычными вещами для любого ТЦ.

Новые возможности для бизнеса

В кругу девелоперов все чаще можно услышать термин «многофункциональный комплекс». Пока такие объекты в России можно пересчитать по пальцам. Но через какое-то время именно они займут нишу привычных моллов. По сути это и есть те же самые ТРЦ только с расширенным функционалом. Помимо посетителей, ищущих магазины и развлечения, они также ориентированы и на бизнес-сообщество. Здесь можно купить офис и основать штаб-квартиру компании, организовывать выставки, проводить конференции. Подобные комплексы часто включают интегрированные пересадочные узлы (автовокзалы, транспортные хабы). Пример такого МФЦ — комплекс «Щелковский» в Москве, открытие которого планируется в конце текущего года.

Больше еды: хорошей и разной

Ресторанному бизнесу особенно досталось в период самоизоляции. Но со временем все вернется на круги своя. Ведь культура питания вне дома стала неотъемлемой частью жителей мегаполисов. И это связано не только с деффецитом времени. Раньше в торговых центрах был представлен только типичный фаст-фуд, который многие критикуют за неполезные ингредиенты. Теперь же в рамках стартаповых проектов в них все больше появляется точек питания нового типа. Они предлагают качественную здоровую еду и демократичные цены.

Последние обусловлены тем, что кафе рассчитаны на самообслуживание. Вы выбираете и покупаете еду, а уж столики ищите на территории центра (на фуд-корте). Так сказать, соотношение цены-качества-обслуживания. В элитных же ТРЦ все чаще можно встретить полноценные рестораны или особые гастрономические зоны с международной кухней. То есть в скором времени питание в моллах не будет ассоциироваться только с жаренной картошкой и острыми крылышками. Здесь смогут найти свое и ценители высокого ресторанного сервиса.

Онлайн и оффлайн — не конкуренты

То, что онлайн-торговля сейчас набирает обороты понимают все: и ритейлеры, и потребители. Однако это не значит, что она совсем вытеснит с рынка офлайн. Для большинства покупателей возможность «пощупать» вещь по-прежнему остается актуальной. И к разговору о той же атмосфере: пройтись по элитным бутикам, проконсультироваться с продавцом, перемерить за один присест модели разных брендов — этого интернет не заменит. Но главное, что именно в моллах возможно эффективно использовать оба формата торговли. Со стороны офлайн — это классические магазины, со стороны онлайн — шоу-румы интернет-компаний (где можно воочию увидеть ассортимент) и пункты выдачи интернет-заказов.