Столпы и скрепы

0
246
[ad_1]

Скульптурная группа «Столпы» появилась в Вишняковском сквере Краснодара и представляет собой 21 столб с нанесенными на него рисунками пяти тематических групп: матрёшки, балалайки, бутылки, ракеты и самолеты. По мнению ее автора Виктора Линского, столпы напоминают березы, воплощающие в себе набор мифов и стереотипов о России, которые сформировались в мире о нашей стране. Скульптурная группа установлена на площади 16 x 6 метров, высота самых высоких «столпов» достигает 4,5 метров.

Художник Виктор Линский был дважды номинирован на «Премию Кандинского» и является лауреатом премии «Инновация» в области современного искусства. Живет и работает в Краснодаре. Он считает, что «Столпы» — попытка не только воссоздать мифы о России, но и поразмышлять над ними и над собой как частью этой мифологии.

«Столпы» — вторая скульптура из трех победителей конкурса современных арт-объектов для благоустройства города, инициированного администрацией Краснодара. Организатором проекта выступил центр современного искусства «Типография».

Координатор проекта установки современных скульптур Олег Сафронов отмечает, что «Столпы» (как и остальные победители конкурса современной скульптуры) полностью профинансированы на деньги мецената, пожелавшего сохранить анонимность.

Установка «Столпов» активно, одобрительно или гневно, уже неделю обсуждается в прессе, блогосфере и соцсетях, но, кажется, не оставив никого равнодушным. Хоть и в упрощенном и несколько ироничном ключе, эта скульптура снова ставит на повестку дня давний вопрос о нашей исторической, культурной, гражданской идентичности и самоидентичности как народа. И, может быть, даже вновь замахивается на поиски той самой национальной идеи, расположившись случайно или намеренно по соседству с памятником Ильичу. И пусть кому-то работа не пришлась по душе, но сам факт установки скульптуры не просто для украшательства важен для города, стремящегося быть современным, привлекательным и удобным для жизни, то есть городом из которого не захочется переезжать. Хотя и запилить классное селфи на фоне «берез» тоже наверняка получится. Что также по-своему важно и хорошо.

Виктор Линский, художник, автор скульптуры «Столпы»:

— Эта скульптурная группа не спорит с окружающей средой, а где-то дополняет ее. Она как нечто, может быть, даже инопланетное, встраивается в нашу природу и при этом не доминирует. Я надеюсь, через какое-то время люди ее действительно полюбят и будут ей даже гордиться, в первую очередь будут гордиться тем, что в Краснодаре существует целых три – на данный момент две – современных скульптуры, которые были построены при поддержке администрации города. Не в каждом городе России есть такое.

Я очень люблю Россию и у меня была возможность покинуть Родину и поехать за лучшей жизнью за рубеж. Но я сделал осознанный выбор и остался здесь, потому что я очень люблю Россию и очень люблю Краснодар. И мне очень важно было поставить эту скульптуру, потому что это разговор о России. В этой работе есть самоидентификация меня как автора, разговор о моей стране. Для меня очень много значит, что мою скульптуру все-таки поставили в моем родном и любимом городе. В трех из двадцати одной березах заложены очень важные для меня артефакты, это как капсула времени, которую любили делать в советское время. Я оставил там послание для себя самого.

Олег Сафронов, координатор по установке современных скульптур в парках и скверах Краснодара:

— Самым важным была некая интегральность процессов, когда мы совмещали работу совершенно разных специалистов, и очень важно было нигде не ошибиться, чтобы все сошлось. То есть если бы мы, например, ошиблись в размере ободов, то обода бы не встали на свое место, в них бы не встали трубы. Вокруг них не было бы отсыпки. На каждом этапе можно было факапнуться очень хорошо, что бы привело проект или к финансовым затруднениям или к очень долгим временным. Но мы смогли со всем справиться.

Как и любой человек, который делает что-то новое, мы слышали критику. Это прекрасно, это значит, что мы двигаемся в правильном направлении. Ну и вообще на усредненном мнении никогда не сделаешь чего-то нового. То есть если слушать всех – среднее мнение, то и получается средне. Мы же стараемся быть на краю, на шаг вперед.

Я очень счастлив, что могу сделать что-то новое, чего не было раньше. Все смыслы в глазах смотрящего и опираются на тот культурный бэкграунд, который есть у каждого. Кто-то увидит классное техническое исполнение и как это вписалось в парк, кто-то увидит в этом российскость, кто-то, наоборот, конфликт, кто- то – иронию. Это очень хорошо. Искусство имеет широкую интерпретацию, особенно, современное искусство, поэтому все, что мы здесь видим, должно рождать у нас какой-то отклик. Иначе зачем это все?

Владимир Колесников, художник:

— У современного искусства не стоит задачи украшательства. Его функция – предложить человеку подумать. Но в данном частном случае скульптура получилась эстетически очень законченной, совершенной. Современное искусство во все времена идет на опережение, кроме того, нужна какая-то подготовка для восприятия, чтобы его полностью оценить. Не все вещи понятны, но это не значит, что они не нужны. В развитых странах государство поддерживает искусство в гораздо большей степени, чем у нас. Ведь финансировать искусство так же важно, как и науку.

Есть версия, что человеческий прогресс, все изобретения делаются примерно 1-3 % человечества. И целевая аудитория искусства – прежде всего они, креативные, творческие люди, которые придумывают что-то новое. Все искусство адресовано в первую очередь им, потому что это креативный котел, в котором варится субстрат творческих идей. Эти люди, причем из совершенно разных областей, находятся если не в диалоге, то во взаимосвязи друг с другом.

София Дорофеева, сотрудница Центра современного искусства «Типография»:

— Как житель города Краснодара, очень рада, что у горожан появляется альтернатива в виде современного искусства. Потому что для меня как для человека, который не унаследовал казачьи традиции, довольно сложно находиться в местах, где ставят скульптуры лишь о казачьей культуре. На мой взгляд, Россия застряла в своих смыслах. И пока не пройдет еще поколения три, эта скульптура будет актуальна. Конечно, более консервативные жители города могут воспринять это как насмешку над Россией, но мне кажется, что автор не закладывал этого в свою работу.

IMG-1648

Даниил Сторожев, преподаватель английского языка, живет в Канаде и России:

— Могу сказать, что действительно матрешки, выпивка и березки ассоциируются у меня и моих друзей за рубежом с Россией, это точно. Не знаю, как для русских, живущих здесь, но для иностранцев такие ассоциации срабатывают.

Услышав, что не было потрачено ни одного рубля из госбюджета на скульптуру, я бы сказал, что это плохо. Такие вещи должны идти как раз за счет бюджета, а не за счет людей, которые просто проявляют инициативу, потому что образовательная сфера и культура особенно – это очень важно для народа. Такие проекты и идеи понятны и не несут чего-то негативного, вреда государству. Поэтому я не вижу причин, почему нельзя было спросить финансирования из госбюджета. Да, можно было, например, потратить эти деньги на дороги, но скупиться на культуру, на образование, на науку никогда нельзя.


[ad_2]

Источник