[ad_1]
Земля без инфраструктуры
«Нам предоставили земельные участки под строительство в 2012 году, — рассказывает Екатерина Бражникова из Туапсинского района. — 24 надела находятся на окраине, дороги — даже гравийной — нет, добраться можно только на «Ниве». Электричества тоже нет — нам говорят, что мощностей не хватает, хотя рядом проходит линия электропередач на 10 кВ. Сколько раз обращались к местным властям — уже руководители много раз поменялись, а толку нет. Последний ответ: «Кубаньэнерго» выставили счёт за подключение по 1,5 млн рублей, неужели сами собрать не можете?».
По словам женщины, во всех инстанциях к многодетным отношение хамское, мол, государство и так на вас потратилось, участки выделило, а вы ещё инфраструктуру требуете.
«Ни воды, ни света, ни газа — ничего, — рассказывает женщина. — Четыре года люди стройматериалы тачками возили. Жалко мне людей стало — обратились во все инстанции, написали письма. И только после того, как о проблеме рассказали по федеральному телеканалу, дело сдвинулось с мёртвой точки. Уже у четырёх семей свет есть, подключают воду».
В 2014 году в станице Гостагаевской выделили земельные участки для многодетных семей. Через год на них построили 1,6 км водопроводных линий, 1,2 км осветительной линии, километр ЛЭП, дорога длиной 1,4 км, газопровод протяжённостью 2,3 км, насосная станция второго подъёма, ливневые канализации, трансформаторная подстанция, проложили тротуары. Но местные власти не смогли сдать инженерные сети Госстройнадзору, в итоге 50 млн бюджетных рублей оказались потраченными впустую.
Власти Анапы уверяют, что попали в замкнутый круг — Госстройнадзор, чтобы принять инженерные сети в эксплуатацию, требует, чтобы всё работало — горели уличные фонари и т.д. А «Кубаньэнерго», в свою очередь, не включает, пока не сдадут в эксплуатацию.
Что делать?
С 2011 года в Краснодарском крае муниципалитеты предоставили многодетным семьям более 15 тысяч земельных участков под строительство индивидуальных жилищных строений, но только небольшая часть из них имеет инженерную инфраструктуру. В итоге построить дома и сдать их в эксплуатацию сумели лишь 1,4% получивших землю. Почему так происходит и как всё-таки разрешить проблему, обсудили на круглом столе в региональном штабе Общероссийского народного фронта.
На круглом столе привели пример — годовой бюджет Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района составляет 11 млн рублей. Это на всё про всё. Здесь составили проект массива на 50 семей, посчитали стоимость подведения коммуникаций — вышло 400 млн руб., по восемь млн на семью.
Сертификат вместо участка
По подсчётам Законодательного собрания края, чтобы одним разом обеспечить земельными участками с инфраструктурой всех, кто сейчас стоит в очереди, необходимо около 80 млрд рублей — огромные по меркам краевой казны деньги. Сейчас законодатели рассматривают возможность выделения вместо земли жилищного сертификата, пока идут только расчёты, но если сумма выдачи составит 620 тысяч рублей, то бюджет израсходует на решение вопроса 16,5 млрд рублей.
«Проект закона мы разослали вице-губернаторам, — рассказал заместитель председателя Законодательного собрания Краснодарского края Сергей Усенко. — И почти от всех получили положительный ответ. Но где взять на это деньги? Без федерального финансирования этот вопрос в крае не решить».
Правда, без недовольных в любом случае не обойтись — если власти придут к решению выдавать денежные сертификаты вместо земли, в выигрыше окажутся те, кто получил земельные участки в крупных городах. В отдалённых районах края десять соток часто стоят гораздо меньше 620 тысяч рублей, а в Краснодаре, Сочи, Геленджике, Анапе — больше.
Проблема ясна — есть закон, по которому многодетным положены определённые льготы, но фактически он почти не работает — и тому, наверное, есть объективные причины. Но виноваты в этом не люди, которые годами стоят в очередях, а получают в итоге кусок земли, где не то что строиться, проехать к нему сложно. Раз законодатели придумали закон, значит, должны найти способ его реализации — это их работа, за которую они получают хорошие зарплаты из наших налогов.
Компенсация как альтернатива
Даже при поддержке края районные бюджеты не справляются с поставленной задачей. Вместе с тем проблема требует решения. В настоящее время Законодательное собрание разрабатывает региональный законопроект, который предполагает введение в крае «семейного капитала» для многодетных семей как возможной альтернативы предоставления земельных участков. Эксперты ОНФ считают, что сегодняшние меры поддержки и сроки движения в очереди по обеспечению земельными участками не решают реальные жилищные проблемы. Кроме того, земельные участки в Краснодаре и в северных районах края не сопоставимы по стоимости. По результатам обсуждения активом ОНФ будут подготовлены соответствующие общественные предложения».
«Закон есть, но он практически не работает, — говорит мама четверых детей, президент межрегионального союза общественных объединений многодетных семей Светлана Недилько. — И денежная компенсация вместо земельных участков — один из вариантов, который предложили сами многодетные семьи. Если в отдалённых районах земля есть, её просто не хотят брать, то в Краснодаре, курортных городах нужна альтернатива — чтобы человек мог выбрать, ждать положенной земли — возможно до второго пришествия, либо сразу получить сертификат, добавить к нему федеральный или региональный материнский капитал и сразу же улучшить жилищные условия своей семьи. Когда мы обсуждали размер выплаты, речь шла о 650 тысячах рублей — это средняя стоимость по кадастру участка в Краснодарском крае. На мой взгляд, это справедливо, в противном случае в Сочи надо давать по миллиону рублей, а, например, в Кущёвском районе — 300 тысяч.
Что касается предложения сразу выдавать участки многодетным в собственность, мол, это позволит заставить естественные монополии подводить коммуникации — не думаю, что это существенно изменит ситуацию. Все энергетические, газовые и водоснабжающие компании находятся в частных руках, вряд ли их можно обязать делать то, что они не хотят. В Краснодаре сейчас есть шесть территорий, где многодетные готовы начинать строить дома, но когда проходят проектирование и экспертиза подключения инфраструктуры, требуемые суммы просто не помещаются в экран калькулятора. Если таких денег не находит муниципалитет, откуда они возьмутся у многодетных семей? Пока только в хуторе Копанскоми и посёлке Лазурном люди сумели построить и сдать в эксплуатацию дома, таким образом, переведя землю в свою собственность. Остальные участки находятся в аренде на 20 лет.
Есть лукавство и в том, что власти считают многодетными по младшему ребёнку — эта норма действует только в очереди на земельный участок. Статус многодетной предоставляют по старшему — то есть, если сын или дочка окончили школу и поступили в вуз не на бюджет, то семья теряет все льготы для многодетных, кроме места в очереди на землю. Поэтому мы третий год живём в ожидании федерального закона о многодетных семьях, который разъяснит всё и объединит нас под одной гребёнкой. Самое большое позитивное изменение для многодетных семей в крае — по решению губернатора нам будут выдавать бессрочные удостоверения многодетных родителей, то есть не надо будет каждый год брать подтверждающие справки. Ещё один плюс — возможность использовать региональный материнский капитал до того момента, когда ребёнку исполнится три года».
Источник