Сенатор Косачев назвал основные приоритеты обновленной концепции внешней политики РФ

0
84

16:05, 31 марта@Seldon.News#Политика

Сенатор Косачев назвал основные приоритеты обновленной концепции внешней политики РФ

Telegram-канал вице-спикера Совета Федерации Константина Косачева

Утверждение обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации означает, в первую очередь, что у внешнеполитического руководства страны есть четкое представление о том, как действовать в условиях быстро меняющейся геополитической ситуации.

И речь, по понятным причинам, не идет только о ближайшем времени. Президент России подчеркнул, что этот документ ляжет в основу наших практических действий в среднесрочной и на более отдалённую перспективу.

Напомню, что это уже шестая по счету версия в новейшей истории России – прежние принимались в 1993, 2000, 2008, 2013 и 2016 гг. Для стратегического документа это, пожалуй, довольно короткие интервалы, однако если наложить эти даты на динамику внешнеполитической обстановки, то будет понятно, что доктринальные изменения были неизбежными. И сегодня мы живем в принципиально ином мире, чем 10 или даже 5 лет назад.  

Среди тех акцентов, которые бросаются в глаза: во-первых, прагматизм. Вежливые обороты, вроде «наши западные партнеры», окончательно исчезнут из официального оборота. Концепция нацеливает четко: отношение России к другим государствам и межгосударственным объединениям будет зависеть от их отношения к нам.

Отдельно бы обратил внимание на расстановку региональных приоритетов. Прежде всего – ближнее зарубежье (термин вернулся в обиход), где Россия будет отстаивать свои законные интересы и развивать взаимовыгодную интеграцию. Второе – Арктика, что логично для страны с самой большой арктической зоной в мире. Далее – Евразия, и прежде всего Китай и Индия. Затем – Азиатско-Тихоокеанский регион, исламский мир, Африка, Латинская Америка и Карибский бассейн. И только после этого – Европейский регион, за которым – США и другие англосаксонские государства (также отдельная категория: очевидная дань их лидерству в антироссийской политике).

Очевидно, что речь не о политическом весе или влиянии тех или иных стран и регионов на международные дела. Это раньше мы таким образом расставляли свои приоритеты во внешней политике. Сейчас же на первом плане — сугубо российские никоему применительно к внешним акторам.

Нынешние перемены в мире характеризуются как революционные. Ничего подобного в предыдущих версиях по понятным причинам не было. И происходящие в мире перемены охарактеризованы как в целом благоприятные. Это, конечно же, не значит, что России комфортно в условиях «гибридной войны нового типа» со стороны Запада, на фоне угроз, которые охарактеризованы как экзистенциальные.

Но наш оптимизм основан на понимании, что а) это не вечно и б) однополярный мир не победит. Испытанию на прочность подвергается не только Россия, но вся мировая система, основанная на праве и Уставе ООН. И Концепция излагает видение того мира, который должен утвердиться в итоге происходящих перемен (в этом смысле утвержденный сегодня документ можно назвать концепцией переходного периода, поскольку мир сейчас находится именно в этой фазе развития).

Важный тезис, на который, уверен, обратят внимание прежде всего те, кому он адресован: в случае недружественных действий других государств в отношении России, включая санкции, Россия оставляет за собой право применять симметричные и ассиметричные меры и для пресечения таких действий, и для предотвращения их рецидивов в будущем.

Предвижу здесь много различных толкований, включая недобросовестные. Но, во-первых, в действиях на упреждение нет ничего нового. Можно вспомнить так называемую Доктрину Буша 2002 года, согласно которой США оговаривали себе право на упреждающий/предваряющий/предвосхищающий удар. При этом заявлялось, что Америка готова применять такую меру в отношении всякого, кто будет сочтен хотя бы потенциально опасным.

На самом деле Вашингтон никогда не отходил от этого принципа, руководствуясь которым совершал все атаки за тысячи километров от своего континента. Вот только сравнивать «опасности» для США, якобы исходившие от Ирака или Ливии, и реальные угрозы от вооружаемой до зубов натовцами Украины в адрес России, явно не приходится. 

Безусловно, Концепцию еще предстоит изучать и обсуждать, но ключевые акценты уже понятны. Работаем дальше.

Темы: Политика