Кубанские дороги ведут в «откат»

0
193

[ad_1]

В последние годы Кубань неизменно является одним из «лидеров» по уровню коррупции в стране. Это не голословное утверждение и не личное мнение особо впечатлительных граждан, а факт, подтвержденный официальными данными. Так, в антирейтинге, который в начале года опубликовала Генпрокуратура РФ, Краснодарский край оказался на пятом месте по числу выявленных коррупционных преступлений. А по такому показателю, как рост коррупции, Кубань и вовсе замкнула «призовую тройку», пропустив вперед только Москву и Подмосковье.
И это только, если говорить о выявленных случаях коррупции. Сколько еще таких случаев остается в тени, можно только догадываться. Хотя кое-какие выводы можно сделать, к примеру, из статистики по неучтенным доходам населения, которую публикует Росстат. По этому показателю Краснодарский край оказался на третьем месте по стране — 42,2% местных доходов имеют неустановленное происхождение. Конечно, не все они могут приходиться именно на коррупцию, но наверняка часть объясняется именно этим.

Южная столица коррупции

Часть коррупционных преступлений привлекает внимание правоохранительных органов. Например, летом в Краснодаре было возбуждено уголовное дело против председателя комитета по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике Законодательного собрания края Николая Кравченко. По версии следствия, Кравченко трудоустроил на должность помощника депутата свою дочь. Дочь Кравченко получала заработную плату, но на работу не приходила.
Известная всем «золотая судья» Елена Хахалева также являлась служащей Краснодарского краевого суда. Можно вспомнить и дело экс-вице-губернатора края Юрия Гриценко, которого обвиняют в превышении должностных полномочий и мошенничестве, а именно, в незаконном получении муниципального земельного участка площадью два гектара и хищении денег, выделенных на строительство перинатального центра в Сочи.
Да и самого губернатора Вениамина Кондратьева в СМИ регулярно упрекают в различных нарушениях. К примеру, 30 сентября на сайте информационного агентства InterRight была опубликована статья журналиста Александра Седунова «На Кубани набирает голоса обращение к Грете Тунберг, её просят пристыдить губернатора Кондратьева» за то, что строительство поместья губернатора, по их мнению, нанесло непоправимый экологический ущерб.
«На прошлой неделе ряд СМИ и телеграм-каналов опубликовали видеоролик, на котором запечатлена роскошная усадьба в станице Динская. В публикациях говорилось, что видеоролик был изготовлен Фондом борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального еще в начале лета, однако, так и не был опубликован. Телеграм-канал «Кремлевский мамковед» утверждает, что за отказ от продолжения расследования ФБК получил около 20 миллионов рублей от людей, близких к Кондратьеву», — пишет журналист.
С учетом вышесказанного, вряд ли стоит удивляться появлению все новых подозрений против губернатора и его окружения. В конце сентября издание «Кубань Информ» опубликовало материал «Откаты в дорожной сфере Кубани при губернаторе Кондратьеве выросли в два раза». В ней журналисты описали коррупционную схему в сфере ЖКХ и инфраструктуры, которую, по их данным, курирует вице-губернатор Анатолий Вороновский.

«Нам удалось выяснить, что со времен Ткачева коррупция в Краснодарском крае увеличилась минимум в 2 раза», — утверждает издание.

Золотые дороги

Схема предельно проста, но при этом эффективна. Дело в том, что еще в 2014 году при предыдущем губернаторе Ткачеве была принята программа «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения», в рамках которой было решено установить на местные дороги автоматизированные пункты весового и габаритного контроля (АПВГК).

Несмотря на внушительное название, АПВГК — это довольно простое сооружение, которое состоит из металлической рамы с фотокамерами, нескольких датчиков, вмонтированных в дорожное полотно, и дополнительной аппаратуры, а также нескольких фонарных столбов. Его строительство не требует сложных работ и подключения к дорогостоящим инженерным сетям и может занимать один-два месяца.

В 2015 году минтранс региона объявил три открытых конкурса на проектирование трех весовых пунктов контроля по рыночным ценам (номера закупок на сайте zakupki.gov.ru: 0318200063915000570, 0318200063915000571, 0318200063915000569). Их начальная стоимость колебалась от 2,5 до 3,4 млн рублей за каждый объект. Примерно столько же стоят аналогичные работы в других регионах страны — например, в соседней Ростовской области или далекой Бурятии. Кстати, эта стоимость была подтверждена государственной экспертизой. Все три тендера выиграло ООО «ДорМеталлПроект».

Всего через два года в 2017-м на аналогичных тендерах стоимость АПВГК составила уже 5-7 миллионов рублей (закупки 0318200063919000390, 0318200063917003020, 0318200063919000390 и др.). Все конкурсы также выигрывал «ДорМеталПроект». Получается, что за два года стоимость пунктов контроля выросла в два раза. Хотя по идее, раз работы для подрядчика уже знакомые, все должно идти по отлаженной схеме, и цена должна остаться прежней, а то и снизиться.

Тем не менее, выросла не только она, но и стоимость строительства пунктов весового контроля — с 32 млн в 2015 году до 48-57 млн рублей в 2017 году (закупки № 0318200063918002759, 0318200063918002747, 0318200063918002815 и др.). Почти все конкурсы на строительство выиграло ООО «ДорМетал», которое неразрывно связано с проектировщиком ООО «ДорМеталПроект».

Конечно, можно попытаться списать подорожание проекта на инфляцию. Но достаточно заглянуть в статистику Росстата, чтобы этот аргумент рассыпался в прах. Итак, по официальным данным инфляция в 2016 году составляла 5,4%, а в 2017 — и вовсе рекордно низкие 2,5%.

«А это значит, что существует особый вид инфляции — кубанский. И имя ему — коррупция! И растет она на 50 процентов в год», — пишет «Кубань Информ».

И ладно бы только завышение стоимости строительства. Самое смешное в том, что работы так и не были завершены в полном объеме! В течение года предприятие ООО «ДорМеталПроект» неоднократно нарушало сроки и требования к выполняемым работам, но краевой минтранс изменял стоимость контрактов и, в конце концов, принял неполный перечень работ без штрафных санкций.

«Ведомство Вороновского из трех спроектированных пунктов весового контроля построило только один. Два АПВГК, на проектирование которых из бюджета было потрачено 4 млн 143 тысячи 788 рублей, не построены до сих пор! И строительство по этим проектам не планируется. Почему их не построили при наличии проектной документации, на которую потрачены немалые бюджетные средства, где эти деньги и кто должен отвечать за безалаберность — в этом должны разобраться прокуратура и следствие. На сайте госзакупок мы так и не нашли документов, по которым можно проследить судьбу этой суммы», — пишет издание.

Почему контролирующие органы, следствие и прокуратура до сих пор не обратили внимания на такое вопиющее нарушения — не ясно. Остается надеяться, что это вопрос времени.

Тем более, что АПВГК от «ДорМеталПроект», судя по всему, изначально был спроектирован по завышенным ценам. Так, по данным СМИ, в нем используется измерительный комплекс UnicamWIM производства Чехии с использованием швейцарских пьезоэлектрических датчиков. При том, что есть масса отечественных аналогов на основе тензометрических датчиков, которые как минимум не хуже и уж точно в разы дешевле.

Не говоря уже о том, что у нас еще в 2014 году была объявлена программа импортозамещения и поддержки отечественного производителя. Почему же тогда нужно выбирать иностранные комплектующие, которые намного дороже? Может, потому что присутствие более экономичного отечественного оборудования автоматически бы снижало стоимость торгов, что не выгодно тем, кто их проводит. А то, что бюджетные миллионы отправляются на Запад, мало кого волнует.

Прозрачная неэффективность

Кубанские власти часто апеллируют к тому, что все бюджетные средства расходуются прозрачно и эффективно. По первому пункту с ними более-менее можно согласиться, ведь краевые закупки публикуются в открытом доступе. Но вот эффективность этих трат вызывает очень большие вопросы. О каких разумных тратах можно говорить, когда часть объектов, на которые были выделены средства, просто не были построены, как один из АПВГК?

Кроме того, непонятно, почему всего за два года стоимость строительства пунктов весового контроля подорожала в два раза, хотя, заметьте, в соседних регионах она осталась прежней. Не говоря уж о сомнительном факте, что все тендеры выигрывают одни и те же компании. И судя по результатам их работы, вряд ли тут дело в их эффективности.

«Налицо все признаки аффилированности чиновников с отдельными коммерческими организациями, для которых созданы комфортные условия ведения бизнеса. Почему «чужаки», сбивающие цену до рыночного уровня, безжалостно удаляются, а госконтракты достаются «своим» практически по начальной стоимости, с минимальным снижением цены? Потери краевого бюджета от подобных коррумпированных схем могут исчисляться десятками и сотнями миллионов рублей», — утверждает «Кубань Информ».

Мы уже привыкли к тому, что время от времени в стране гремит громкое коррупционное дело. То у силовика в квартире найдут миллионы наличности, то у губернатора — золотые хоромы. Однако нужно понимать, что все эти миллионы и миллиарды возникают из разных дел поменьше — там взятка, тут откат, здесь завышенные цены закупок. Поэтому очень хотелось бы, чтобы правоохранительные и контролирующие органы обращали внимание на подозрительные случаи не только тогда, когда их масштабы превзойдут все мыслимые пределы.

[ad_2]
Источник