Комфортный город: как Краснодар сделают удобнее для горожан

0
344

[ad_1]

Население Краснодара растет с каждым годов, в сентябре 2018 года городу официально присвоили статус миллионника. При этом в краевой столице существует не только приток, но и отток населения. Для того, чтобы жители столицы Кубани не покидали город, здесь, по мнению экспертов, должны быть созданы все условия для комфортной жизни.

Сейчас в Краснодаре ведется разработка сразу нескольких документов, нацеленных на стратегическое развитие города. Во время дискуссии «Комфортная городская среда» в рамках форума «Дело за малым» представители администрации краевого центра, разработчики документов и эксперты рассказали, чего сегодня не хватает Краснодару для того, чтобы в нем было более комфортно жить.

Когда в Краснодаре появятся современные общественные пространства?

Как рассказала главный архитектор Краснодара Наталья Машталир, сегодня политика города направлена на то, чтобы он отвечал всем требованиям комфортной жизни. По ее словам, над достижением этой цели в мэрии работает молодая команда управленцев, средний возраст многих директоров департаментов в администрации составляет 30, 35 и 40 лет. «Это является достаточно низким возрастом для муниципальной службы. В данное время в администрации работает молодая команда управленцев, и политика города направлена на то, чтобы сделать его современным, классным и удобным», — сказала она.

Одним из показателей комфортных условий для жизни, добавила главный архитектор, является наличие в нем достаточного количества современных общественных пространств. Они формируют городскую среду и необходимы горожанам для отдыха и комфортного времяпрепровождения. Как отметила Наталья Машталир, в прошлом году в Краснодаре началось развитие нового направления для города — появились первые арт-объекты из серии скульптур современного искусства.

В частности, в районе возле Чистяковской рощи установили композицию «Draped Data» молодого художника Владимира Омутова, на территории Вишняковского сквера появилась скульптура «Столпы» другого краснодарского художника Виктора Линского. Еще одну скульптуру современного искусства «Точка» Михаила Смаглюка установили на территории сквера в Юбилейном микрорайоне. Все они были выбраны архитекторами и дизайнерами по итогам проведенного в городе конкурса.

При этом главный архитектор отметила, что отношение самих жителей к современному искусству разное, в частности люди пожилого возраста отдают предпочтение памятникам, нежели современным арт-объектам. «Конечно, все относятся к этому по-разному, кому-то нравится, а кому-то нет. Но сейчас, мы можем сказать, что если у нас в городе есть представители того самого креативного класса молодежи, то они могут быть услышаны. Первые скульптуры были установлены относительно молодыми ребятами из Краснодара, которые занимаются искусством. Я думаю, это классная инициатива, потому что если не проводить подобные конкурсы среди наших ребят, молодежь действительно будет уезжать», — отметила Наталья Машталир.

Она также добавила, что в следующем году жители Краснодара смогут увидеть новые общественные пространства, которые сделаны абсолютно по-другому. «Сейчас в городе появляются еще не совсем современные пространства, но в 2020 году горожане смогут увидеть, что может быть абсолютно по-другому. Именно те проекты, которые будут реализованы в следующем году, создавала новая команда. Мы надеемся, что там учтены интересы самых разных горожан, и мам с детьми, и бабушек, и, конечно, молодежи», — пояснила Наталья Машталир.

По мнению руководителя направления консалтинга в ЮФО компании Ernst & Young, разрабатывающей стратегию развития Краснодара, Евгения Панасенко, одним из положительных примеров организации общественного пространства является московский парк «Иллюзион», где для жителей всех возрастов постоянно проводятся различные мероприятия. «Контент этого места, особенно в выходные дни, просто поражает. Каждые выходные, когда бы вы ни пришли, вы попадете на интересное мероприятие, где сами сможете чему-нибудь научиться или занять своих детей. На мой взгляд, когда мы формируем общественные пространства в Краснодаре, самый основной момент — это вдохнуть в них жизнь. А кто может это сделать? Только люди, живущие здесь и малый бизнес, который будет вдохновлять это место и сделает его местом притяжения», — поделился он своим мнением.

Наталья Машталир также добавила, что в городе проводятся проектные семинары, которые направлены на вовлечение самих жителей в формирование общественных пространств. По словам главного архитектора города, очень важно присутствие молодежи на этих встречах. «Это не обсуждение готового проекта, как это часто бывает. Это встречи разных представителей города, на которых обсуждают, что будет на месте той или иной зеленой зоны. Что они хотят там увидеть? Скейт-площадку, детскую площадку или кинотеатр — это решают сами жители. Хотелось бы, чтобы на эти встречи приходило больше молодежи. Несмотря на оповещения, активность молодых людей не так высока, но именно от ваших решений зависит судьба вашего района и зеленой зоны», — сказала Наталья Машталир.

Кроме того, департамент архитектуры и градостроительства мэрии продолжает работу по части визуального оформления города. Так, был разработан «дизайн-код Краснодара» — свод правил и методических рекомендации по оформлению вывесок на зданиях, внешнего облика нестационарных объектов торговли и т.п. К концу сентября 2019 года в Краснодаре уже более 600 фасадов привели в соответствие с разработанными нормами.

Как будет развиваться Краснодар

В рамках работы по созданию более комфортных условий для горожан, в столице Кубани подготовили «Стратегию развития транспортной инфраструктуры Краснодара до 2034 года», идет разработка «Стратегия социально-экономического развития города до 2030 года» и Генерального плана города. Кроме того Краснодар включен в список участников международного клуба «Умных городов», этим проектом разработчики также активно занимаются как в рамках стратегии развития города, так и как самостоятельным проектом.

Как отметил Евгений Панасенко, одна из основных задач стратегии, в том числе, удержание в городе представителей креативного класса. «В работе над стратегией много времени было уделено диагностике. Мы смотрим на положительные миграционные показатели, наблюдаем положительный прирост населения, который, по статистическим данным, ежегодно увеличивается. Так в 2017 году он составил 17 тыс. человек, в 2018 году — 15 тыс. Но мы не понимаем по статистике, что в тоже время из Краснодара ежегодно уезжает 40 тыс. человек, и вопрос качества этих людей, самый основной вопрос. Большинство из них — это представители креативного человеческого капитала. И одна из основных задач, которую мы ставим в стратегии, нацелена на удержание этих людей», — сказал он.

Евгений Панасенко также отметил, что в связи с активным ростом населения город начинает ощущать на себе большое количество проблем, в частности с транспортной инфраструктурой.

По мнению другого участника дискуссии автора блога «Город для людей» Аркадия Гершмана, чем ценнее человеческий капитал, тем больше у людей запросов к окружающей среде, экологии, безопасности, к тому, как проводить время и т.д. Как отметил Гершман, решить проблему с пробками может только комплексный подход.

«Нет одного правильного ответа, как избавиться от пробок. Нельзя сказать «развивайте трамваи» или «делайте больше пешеходных переходов», потому что все работает в комплексе. Проблема автомобилей в абсолютно любом городе в том, что они занимают слишком много места и везут слишком мало людей. Поэтому все города мира приходят к тому, чтобы делать приоритетным движение пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта, и только потом по остаточному принципу автомобилей. Чем больше город, тем меньше места для автомобилей», — сказал Гершман.

Как отметил Панасенко, стратегия развития города предусматривает комплексное развитие транспортной инфраструктуры, в первую очередь это увеличение скорости движения общественного транспорта. «В стратегии заложено много элементов для развития общественного транспорта, в том числе, как бы кто не относился к этому скептически и строительство подземного, я не буду называть это метро, это скорее метротрам. В России есть положительные примеры подобных проектов. Например, в Волгограде есть метротрам. И у нас такой проект может стать одним из элементов решения проблемы. При этом сеть общественного транспорта необходимо развивать комплексно, это и велодорожки, и пешеходная доступность и т.д. Только в этом случае город сможет поехать», — сказал он.

Панасенко также добавил, что сейчас в Краснодаре среднее время на работу из дома составляет около 58 минут (данные опросов). Индикатив, который предполагалось заложить в стратегии развития города, предусматривает сокращение этого времени к 2030 году вдвое — до 30 минут.

«В силу того, что документ транспортной стратегии уже принят, мы не согласовали основной индикатив, который мы хотели заложить изначально. Мы его обсуждали с департаментом транспорта на стратсессиях, это время из точки А в точку Б из серии «из дома — на работу». Конечно, в первую очередь, это очень тяжело реализовать в такой короткий срок. Если у нас сейчас составляет время среднее из дома на работу 58 минут, т.е. из точки А в точку Б в одну сторону, то мы таргетировались сократить это время к 2030 году в два раза т.е. поставить 30 минут», — сказал он.

По мнению руководителя программы «Архитекторы РФ» Артема Герасименко, задача любой стратегии должна сводиться к улучшению качества жизни его жителей и важно подходить к развитию сети общественного транспорта комплексно.

«Вся мировая практика говорит о том, что из шоссе делают площади, леса и реки. Происходит редизайн улиц для того, чтобы в городе стало жить нормально, чтобы люди были здоровее и по городу можно было пешеходным способом перемещаться. Это физическая активность, 150 минут в неделю, которые делают тебя здоровее, и в целом, это возможность жить активной полноценной жизнью», — отметил он.

[ad_2]
Источник