[ad_1]
Эту недопустимую ситуацию было решено исправить: людям — депутатов, народным избранникам — уменьшить нагрузку. Но ряд экспертов обратили внимание на то, что в рассуждениях чиновников есть и сомнительные моменты.
Логика и заявления чиновников
Было и несколько обоснований такого решения, например численность населения и нагрузка на уже выбранных депутатов.
Всех посчитали, но это не точно
Ни для кого не секрет, что рост численности населения города в первую очередь связан именно с переезжающими в столицу Кубани, которые прибывают сюда со всех уголков не только России, но и ближнего зарубежья.
Эксперты ранее говорили, что для определения реальной численности жителей столицы Кубани необходимо дождаться 2020 года, когда пройдет всероссийская перепись населения. Именно в этот момент можно будет понять, кто и где живет, кто имеет прописку именно города. Напомним, именно в следующем году будет выбран состав гордумы — видимо, это и не позволяет депутатам изменить устав позже.
Теория относительности для определения избирателей
И если вокруг численности населения будут идти споры до 2020 года, то вот именно о количестве избирателей депутаты сразу не сделали оговорку, которая может поставить под вопрос заявление чиновников об увеличении состава думы.
Проблема в том, что, по независимым оценкам, значительная часть переехавших в Краснодар не имеет местной прописки, а значит, у этой части жителей отсутствует право голосовать на территории столицы Кубани.
К таким можно отнести не только тех, кто переехал из других регионов России, например из соседней Адыгеи. В эту же категорию нужно включить избирателей, имеющих регистрацию в Краснодарском крае, но в других поселениях. Многие приезжают работать в столицу Кубани, но фактически числятся в хуторах, куда уезжают только на выходные, да и то не всегда.
При расчете округов и необходимости увеличения думы чиновники ссылались на новые микрорайоны, которые заселяются или уже полностью забиты жителями. Но иметь квартиру или регистрацию для фактического определения численности горожан может быть и не важно, а вот при определении количества избирателей и нарезке округов — принципиально.
Примечательно, но заявление о заселении новых микрорайонах, которые не учтены в схеме избирательных округов, имеет и логическое продолжение. Получается, что часть даже имеющих регистрацию в Краснодаре граждан не могли сделать свой выбор на выборах ни в региональный парламент, ни в Госдуму. Большинство домов построено и заселено не вчера, а речь идет о 18 тысячах голосов, точка отсчета — 2015 год, как отметили чиновники.
Отдельно стоит обратить внимание на наблюдателей, в том числе и независимых, от которых жалоб по этому поводу не поступало, как и от самих жителей, лишенных поневоле права голоса. Это, конечно же, может указывать на низкую электоральную активность граждан, а может говорить, например, об отсутствии «мертвых душ».
Подсчет численности новой думы с использованием «нормы представительства» также вызывает вопросы. Исходя из рекомендаций ФЗ, на одномандатника должно приходиться не более 14,5 тысячи избирателей — 565,5 тысячи человек на 39 депутатов. Получается, что на 13 списочников будет распределяться почти миллион голосовавших — почти по 70 тысяч на одного.
Напомним, одним из аргументов чиновников при обосновании увеличения численности была нагрузка на депутатов, на которых приходится от 18,5 до 38 тысяч человек.
Стоит отметить, что практика указывает на необходимость подсчета, при котором общее число избирателей делится на количество мандатов. Отклонение, согласно общему правилу, допускается на десять процентов. Аналогичное правило распространяется и на многомандатные округа.
«Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей», — пункт 4 статьи 18 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Таким образом, если следовать логике народных избранников, количество мест в думе нужно расширить до 90 человек — предельного количества депутатов, допускаемого при численности населения, имеющего право голоса, в городах, где количество жителей составляет от миллиона до двух.
Выборы начинаются с выборов округа
Для того чтобы уменьшить возможность манипуляций округами, установлена многоступенчатая процедура нарезки. На первой стадии схему определяет избирательная комиссия, которая будет использовать данные о численности людей с правом голоса на 1 января или 1 июля текущего года. А вот цифры предоставляет администрация города. Именно здесь, как показывает российская практика, подстерегает первая проблема.
Существует норма о равенстве избирательных округов, а сами данные можно проверить арифметически, но только после создания округов. Переданное администрацией количество жителей до определения границ может посмотреть, например, член избирательной комиссии. Как правило, в этот момент происходит сравнение с данными предыдущего голосования, что дает понимание о точности представленных данных.
Стоит отметить, что именно на этом этапе, с учетом времени заселения домов, можно будет однозначно понять, сколько жителей и на протяжении какого срока были лишены права на голосование, например на выборах президента России, прошедших в 2018 году. Напомним, речь идет минимум о 18 тысячах краснодарцев, так как, по заявлению чиновников, они имеют прописку в городе, раз их надо внести в округ.
Сам документ об определении границ является самостоятельным, а поэтому он может быть обжалован до утверждения представительным органом. Практика показывает, что оспаривание документа происходит отдельно, так как утвержден он может быть непосредственно перед началом голосования, а значит, судиться придется уже во время выборов.
Москва не резиновая, а как считают в Краснодаре?
Наверное, наиболее показательным примером является Москва, которая по темпам роста количества жителей, с учетом жесткой политикой регистрации, должна постоянно увеличивать количество депутатов. Но гордума отказалась поддержать расширение списка народных избранников.
Он отметил, что тут вопрос не только в местном законодательстве и внесении изменений в устав: необходимо менять схему округов, что является трудоемким и очень долгим процессом.
«Также на этот законопроект, предусматривающий дополнительные траты из бюджета, было отрицательное заключение мэра», — подчеркнул чиновник.
По данным Центризбиркома, на 1 июля 2018 года в Москве зарегистрировано 7 млн 202 тыс. 493 избирателя. Иными словами, депутат тут представляет 160 тысяч человек. Этот показатель в Московской области — 112 тысяч избирателей на депутата, в Санкт-Петербурге — 76 тысяч. Напомним, в Краснодаре этот показатель варьирует от 18,5 до 38 тысяч человек.
«Мне представляется, что здесь есть элемент вполне понятной и объяснимой риторики. Увеличение числа депутатов, снижение размеров избирательных округов, конечно же, понизит уровень конкурентности на выборах в Мосгордуму», — подытожил Семенников.
Напомним, Москва является самым большим субъектом России по числу избирателей, при этом по числу депутатов столица находится на 44-м месте среди регионов нашей страны.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий
Источник