[ad_1]
Миф о едином народе и с той, и с другой стороны вовсе не означает нечто беспочвенное, надуманное и лишенное всяких прав на существование. В конце концов, миф — это не выдумка, а поэтизированная быль.
При этом оставшиеся в киевской «лавке» активно сотрудничали с сопредельными народами (воюя и мирясь), вбирали в себя магдебургское право и прочие европейские ценности, отчего всегда предпочитали «садок вишневый около хаты» большой индустриализации и всеохватному коллективизму. И вот истории было угодно приняться за разрешение многовекового спора за украинские земли. А ведь они были окраинными и для Московского (позже — Российского) государства, и для Речи Посполитой (наследницы Великого княжства Литовского), и для Османской империи в лице своего вассала — Крымского ханства.
Так постепенно и сходились три геополитических игрока вокруг да около Среднего Поднепровья. А тот, кому досталась сначала Южная Украина, а потом и Западная, получил в нагрузку все семейные и коллективные исторические драмы, комедии и трагедии живущих там народов. Во многом определившие ход отечественных и мировых войн, кои себя числом, увы, еще не исчерпали.
Детонирующий запал под пороховыми погребами этих воен кроется в размытости ареалов проживания «укропов» — наследников архаичной этноцетрической парадигмы — и «ватников», сторонников и Русского мира, и электрификации всей страны, и одной на всех победы, за ценой которой не постоять, и руки помощи третьим странам в их борьбе с мировыми колониализмом и империализмом.
Насильственные и добровольные переселения автохтонных жителей регионов Украины и щедрая порция русскоязычных, заселяющая и осваивающая новоприобретенные просторы Южной России (включая позже и Галичину с Бессарабией и Буковиной) совершенно размыли границы популяций, но оставили в памяти каждому гражданину с паспортом Украины свой генетический набор. Который совсем по-разному проявляется в голосовании, протестах, подходах к самоуправлению и мироустройству и других социальных процессах.
Отсюда нынешнее умозрительное деление живущих в Украине граждан на «укропов» и «ватников», которое с точки зрения всеобъемлющего и ничего не объясняющего до конца постмодернизма объяснить крайне сложно. Гораздо интереснее объяснять все с учетом фольклора — ведь сказка ложь, да в ней намек! И в таких микросказках — пословицах и поговорках — скорее всего, и кроются глубинные различия между вышеназванными категориями граждан. Вот навскидку всего несколько оппозиционных пар:
Пара первая:
ГУРТОМ И БАТЬКУ ЛЕГЧЕ БИТЬ (укроп.) — может быть рецептом победы большого количества индивидуалистов над общим нежелательным субъектом, после которой можно снова разойтись по своим хуторам, сажать укроп с петрушкой и заниматься прочей мелкой моторикой. НА МИРУ И СМЕРТЬ КРАСНА (ватник.) — может свидетельствовать о самоотречении индивидуума в пользу общества, а также о готовности служить другим примером для вдохновения на подвиг.
Пара вторая:
СВОЙ К СВОЕМУ ПО СВОЕ (укроп.) — программирует социум на изоляционизм, стагнацию внутреннего рынка ввиду отсутствия притока внешних игроков.
ПОСЛЕДНЮЮ РУБАХУ ОТДАТЬ (ватник.) — показывает превалирование духовных ценностей над материальными, человека действия у последней черты, бессребреника, где-то даже идеалиста.
Пара третья:
ГОЛОД — НЕ ТЕТКА (ватник.) — концентрированная форма марксистко-ленинской философской максимы «бытие определяет сознание», что, в свою очередь, есть развернутый куда надо ответ на извечный вопрос про первенство яйца или курицы.
Пара без пары:
ЭТО ЧТО ЖЕ ЗА КУМА, ЧТО ПОД КУМОМ НЕ БЫЛА (укроп.) — скорее всего, объясняется многовековыми подчиненными положениями украинских территорий соседним доминирующим государственным образованиям, одновременно являющимися пусть не кровными, но в какой-то мере духовными, интеллектуальными, культурными, цивилизационными сородичами.
У «ватников» оппозиционное этому выражение автору сходу обнаружить не удалось — возможно, из-за отсутствия у них такого долговременного институционального инодержавного подчинения, возможно — из-за собственной изыскательской заангажированности. Потому что, как говорил классик: «Жить в обществе и быть свободным от него нельзя!»
Источник