До конца месяца военные археологи намерены поднять на поверхность около 250 офицеров и рядовых, которые погибли в 1942 и 1943 годах.
В это время Крымск был занят фашистами. Всего в 7 км от города проходила «Голубая линия» — система оборонительных сооружений, которые стали крепостью на пути Красной Армии. Огромные потери в сражениях несли обе стороны.
Центральный городской парк появился всего спустя шесть лет после основания тогда еще станицы Крымской. Всегда он был центром жизни. И только в годы Великой Отечественной войны стал центром смерти, именно здесь немецко-фашистские оккупанты разбили воинское кладбище.
Ровные ряды сотен могил немецких солдат и офицеров, а в центре — стела с крестом и эмблемами двух воинских подразделений, которые противостояли наступлению красной армии. Так в 1943 году выглядел парк имени Тельмана.
Согласно архивным данным, на территории всего парка было захоронено свыше 1,2 тыс. солдат вермахта. Свое последнее пристанище здесь находили те, кто погибал в бою или от ран в госпитале. Он располагался напротив парка. Сейчас на этом месте стоит городская больница. Госпиталь всегда был переполнен, настолько тяжелые бои велись в районе Крымска.
«21 августа 1942 года после пятидневных боев остатки 103 отдельной курсантской бригады, буквально несколько десятков человек, отступили на Волчьи ворота», — рассказал научный сотрудник Крымского краеведческого музея Сергей Ростовский.
Эти пять дней боев позволили Красной Армии занять оборону в Новороссийске. Сдав Крымск, дальше берегов Цемесской бухты захватчиков не пустили. Станица для оккупантов стала важным перевалочным пунктом. Именно в Крымске пересекались дороги с центральной части края и ведущие к морю — Керченскому проливу. Для советских войск это тоже была важная точка на карте. Именно поэтому весной 1943 года здесь развернулись крупнейшие в истории воздушные сражения.
Прочертив на военной карте голубым карандашом линию от Новороссийска через Крымск до азовских лиманов, позже Гитлер даже учредил особую награду для своих солдат, которые сражались на этом рубеже. Нарукавный щит с надписью Кубань и обозначенной в центре Крымской был положен тому, кто умудрялся просто оставаться в живых в течении 60 дней. На этом плацдарме каждый день гибли тысячи бойцов с обеих сторон. Кладбище в центральном парке расширялось с невероятной скоростью.
Военные археологи впервые пришли в парк Тельмана в 2006 году. По межгосударственному соглашению, подписанному министрами иностранных дел России и Германии, страны помогают друг другу ухаживать за могилами солдат и возвращать имена неизвестным. Спустя 75 лет после освобождения Кубани их остаются десятки тысяч. Восстановить личность можно по вещам, которые находят рядом с останками, или смертному медальону. Обнаружить его — удача для исследователей.
«Во Второй мировой войне всегда были медальоны, и у наших солдат, и у немцев, и румынов, и у всех остальных. Этот медальон, половинка его, вторая половинка была такой же, на них абсолютно одинаковые тексты, цифры буквы», — рассказал специалист службы перезахоронения Народного союза Германии по уходу за военными могилами Серегей Шевченко.
Когда солдат погибал, вторую половинку медальона отламывали и отправляли в архив, приложив информацию о том, что стало причиной смерти и где находится могила бойца. На основании этих данных и работают поисковики. В этом году в парке Тельмана эксгумируют останки последних похороненных здесь солдат вермахта. Затем восстановят дорожки и клумбы. Деньги выделяет правительство Германии.
У каждого военного конфликта есть две стороны — победившая и проигравшая. Но есть и третья. На ней те, кто потерял родных и близких, отцов, матерей, дедов. И не важно, в каком государстве они живут — у боли нет национальности.