Новая битва за Малую Землю, «храм все равно будет построен без вариантов»

0
552

В городе-герое Новороссийске разворачивается новая битва за Малую Землю. Нешуточные страсти кипят между противниками и сторонниками строительства Никольского морского кафедрального собора, который с благословения патриарха Кирилла возводят на территории знаменитого на весь мир мемориального комплекса. Противники храма пишут письма президенту Путину, пытаясь остановить стройку, представители епархии говорят, что построят собор «без вариантов».

Малая Земля — уникальное место Новороссийска. В 1943 году на эту прибрежную полоску земли высадился десантный отряд Героя Советского Союза Цезаря Куникова, долгие 225 дней шаг за шагом освобождали советские бойцы Новороссийск от фашистов. «Изрытая шрамами окопов, воронок от взрывов, Малая Земля до сих пор хранит свидетельства тех страшных событий, — описывают те места сами новороссийцы. — Существующий одноименный мемориальный комплекс «Малая Земля» — наша дань памяти тем, кто пролил свою кровь и отдал свои жизни за наше с вами счастливое будущее, тем, кто до сих пор лежит в этой земле!..»

«Я родилась в Новороссийске, как и мои родители. Мой отец воевал на Малой Земле вместе с другими партизанами отряда «Новый».

Хорошо помню, как после освобождения города он рассказывал приезжим офицерам о прошедших боях, а я сидела на пригорке, где сейчас Мемориал, и удивлялась, почему земля вокруг красно-бурая.

Взяв ее в руки, поняла: мергелевые камушки были густо перемешаны с ржавым металлом, — написала президенту Владимиру Путину 85-летняя Анна Хохлова. — Неужели кто-то искренне верит, что гигантский соборный комплекс с гостиницей, конференц-залом и духовным училищем призван увековечить память малоземельцев? На моих глазах создавалась Мемориальная зона; из моря и земли поднялся гордый и стремительный силуэт Галереи Боевой Славы. Его создатель скульптор Владимир Цигаль участвовал в боях на Малой Земле. Я всей душой понимаю новороссийцев, поднявшихся на защиту Малой Земли от застройки, и мне не хочется думать, что наши памятники природы и истории будут уничтожены».

«Мой двоюродный дед Анатолий, которого я хорошо помню, не так давно ушедший из жизни, воевал на Малой Земле и чудом остался жив. Поэтому мне небезразлично, что происходит на местах, где стояли насмерть наши деды. В Новороссийске на Малой Земле давно построен мемориал, разбит парк, это прекрасно, но строить на том заповедном месте, где живет память, — в голове не укладывается, неужели невозможно выбрать другой участок земли? И воевали там не только православные, но и мусульмане, и атеисты», — пишет Александра Саврова, внучка участников Великой Отечественной войны Кисляковых Бориса, Анатолия и Юрия Иосифовичей.

Идея поставить на Малой Земле большой храмовый комплекс принадлежит патриарху Кириллу, появилась она еще в июне 2011 года, когда патриарх впервые посетил Новороссийск, сообщается на сайте Новороссийской епархии. «Приближаясь к городу, я увидел огромные портовые и промышленные сооружения, но я не увидел кафедрального собора, — сказал тогда святейший владыка. — Кафедральный собор в Новороссийске нужен. Давайте все вместе его строить, и патриарх в этом будет участвовать». Священник Виталий Таашев, настоятель будущего храма, рассказал , что патриарх, возлагая цветы погибшим бойцам, спросил у тогдашнего губернатора края Александра Ткачева, нельзя ли на этом месте построить собор, а тот ответил, что земля это федеральная.

«Потом было совещание у вице-премьера правительства Ольги Голодец, участок этот оказался в оперативном управлении Ростовского университета, который его никак не использовал, тут был обычный пустырь, — вспоминает Таашев. — В итоге университет отказался от своих 5 га земли в пользу Росимущества и получил взамен 10 га в Ейском районе, а церковь уже попросила эту землю в безвозмездную собственность под храмовую застройку». Кстати, в октябре 2014 года патриарх всея Руси Кирилл поблагодарил Александра Ткачева за развитие духовной жизни Кубани и вручил главе региона орден преподобного Сергия Радонежского I степени. Ткачев в свою очередь пообещал и дальше служить православной вере, писали в местной прессе.

Скандал, собственно, грянул, когда на месте пустыря вырыли огромный котлован, а рядом с ним повесили плакат, где сообщалось, что кроме большого кафедрального собора тут будет целый храмовый комплекс из 16 зданий.

Дело в том, что мемориальный комплекс находится рядом с территорией Суджукской лагуны, памятником природы с хрупким гидрологическим режимом — там несколько маленьких родничков дают начало ручьям, питающим лагуну. Стоит их перекрыть, и лагуна станет вонючим болотом, утверждают экологи. По их данным, сюда приходит на нерест черноморская рыба, в том числе любимая новороссийцами хамса, спасшая город в голодные военные годы. Здесь зимуют перелетные птицы — белые лебеди, бакланы, нырки и утки. Кроме того, на этой же территории когда-то находилась разрушенная крепость «Суджук-Кале», созданная турками и не раз переходившая из рук в руки при завоевании черноморских земель Россией. Но до сих пор тут можно найти остатки крепостных стен, предметы быта, монеты и оружие тех давних лет, говорят местные археологи.

Впрочем, у большинства советских людей мемориальный комплекс ассоциируется еще и с книгой генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева, получившего за нее в 1980 году Ленинскую премию по литературе. «Малая земля» одно время входила в школьную программу, и ее читали все советские подростки.

«Она действительно «малая» — меньше 30 квадратных километров. И она великая, как может стать великой даже пядь земли, когда она полита кровью беззаветных героев», — писал Брежнев, который эпизодически бывал там во время войны в качестве политработника.

Благодаря этой книге и личной опеке Леонида Ильича о героях Малой Земли в стране знали практически все.

Александра Саврова, почвовед по образованию, считает, что территория, на которой намечено строительство, представляет собой уникальный природный объект, «который в случае нарушения экологического баланса может быть утерян, а общая ситуация может ухудшиться и иметь негативные последствия не только для города». Еще на этом месте в слоях почвы находятся артефакты, имеющие археологическую ценность, так как в этих краях издавна селились люди и раньше находилась турецкая крепость. В случае масштабной застройки все это будет нарушено, добавляет она.

Под лозунгом «Малая Земля — уникальный конгломерат археологии, экологии, патриотизма!» объединились все противники строительства храма, под соответствующей петицией собрано уже около 7 тыс. подписей горожан.

Православные, впрочем, тоже не теряли времени даром и собирали «живые» подписи в защиту нового храма по всему Краснодарскому краю. Их, по данным церковников, около 25 тыс. Пока общественность бурлила со всех сторон, стройка уже началась.

Позже выяснилось, что котлован под будущий собор вырыли, не получив соответствующих разрешений, общественные слушания тоже проводили задним числом.

«Да, были небольшие ошибки, — признает священник Виталий Таашев, добавляя, что теперь все документы приводятся в порядок. — Мы должны были до начала работ пригласить специалистов, чтобы вести работы под присмотром археологов, за что получили протокол со штрафом от 200 тыс. до 5 млн руб., впрочем, штраф с нас снят по суду, потому что предупреждение мы не получали».

Ни о каких 16 церковных зданиях, которые построят на Малой Земле, речи якобы даже не шло, утверждают в епархии, там списывают картинки, так взбудоражившие горожан, происками врагов и неоформленностью документов других объектов — например, у той же крепости «Суджук-Кале», точные координаты которой теперь тоже уточняются. «У нас согласовано три здания: сам кафедральный собор высотой больше 40 м, рассчитанный на 3 тыс. человек, малый храм и духовно-просветительский центр. Да, мы поставим тут забор, но не частокол, конечно. Сам храм будет не только религиозным объектом, но и культурным, для всех людей», — утверждают в епархии.

Никаких четких планов, что, собственно, будет в реальности построено на Малой Земле, переданной церковникам, в свободном доступе не найти. «Газете.Ru» на вопрос, откуда обычные жители Новороссийска должны узнать, что конкретно тут будет стоять, посоветовали изучать кадастровые планы.

Забор, кстати, тоже жителей Новороссийска волнует не случайно, поскольку храмовый комплекс появится аккурат напротив лучшего в городе пляжа, к которому все привыкли ходить по пустырю. Да и аргумент, что в городе не хватает храмов, далеко не всем кажется убедительным: в Новороссийске с более чем 300-тысячным населением действуют три храма: Успенский кафедральный собор (первоначально был кладбищенской церковью), храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской и Троицкий храм (в бывшем кинотеатре), а на всю епархию — 127 церковных объектов (в самом Новороссийске их 26). Церковники, впрочем, уверяют, что по сути это не храмы, а молитвенные места и в некоторые церкви в праздники всем желающим просто не попасть. «Уважение к любой вере не должно насаждаться количеством церквей (которых и так достаточно в городе), а праведным служением этой вере! — возражает противница строительства Надежда Стрельникова. — Я считаю этот проект вызовом нашему обществу». «На территории города можно построить храм и в другом месте, а возводить его на останках погибших героев является кощунством и попранием всех моральных и человеческих норм!» — возмущается еще один житель Новороссийска Юрий Черный.

Светлана Фролкина полагает, что в городе и так уже «слишком много церквей, а детсадов и школ не хватает». «Глядя на все это, и вера пропадает», — добавляет она.

Директор мемориала «Малая Земля» Лариса Колбасина говорит, что лично она «за храм». «Я считаю, что он только украсит наш ансамбль и поможет вспомнить тех, кто здесь погиб, — говорит Колбасина «Газете.Ru». — Территория комплекса составляет 30 кв. км, она огромная, два небольших храма тут уже есть, но они далеко друг от друга. И если появится еще один, морской, точно хуже не будет. На каждом поле сражения есть храм — пусть и у нас будет, большинство сотрудников музея разделяют мою точку зрения». То, что храм будет не один, а целый храмовый комплекс, музейщиков не смущает, потому что «они не занимают много места».

В епархии говорят, что расстроены сопротивлением «некоторых горожан», которые везде жалуются и из-за которых строительство пока приостановлено. У них свои аргументы: землю у города они не отнимали, а за школы и детсады отвечают другие структуры, не церковь. «То, что с другой стороны Малой Земли строят высотные дома, почему-то никого не беспокоит, — удивляется настоятель будущего храма священник Виталий Таашев. — И пустырь им милее, чем ухоженная территория». Впрочем, добавляет священник, «храм все равно будет построен без вариантов».

И противники храма, и его сторонники заявили , что будут стоять за Малую Землю до конца.

По материалам Газета.Ру