Тарифы на услуги образования выросли

0
566

В связи с этим специалистам ГСЦ было поручено провести опрос потребителей в разрезе двух муниципальных учреждений, предоставляющих дополнительные платные услуги: МКЦ «Морской культурный центр» и МАОУ «ДХШ им. Эрьзя», с целью определения динамики востребованности услуг, предоставляемых данными учреждениями, в свете повышения их стоимости.

        С  точки зрения родителей, каждая муниципальное либо частное образовательное учреждение, предоставляющее дополнительные образовательные услуги, обладает набором привлекательных свойств. Эти свойства являются атрибутами потребительского выбора. В ходе опроса респондентов выяснилось, что определяющими атрибутами для большинства опрошенных (68,5%) при выборе МКЦ «Морской культурный центр» и МАОУ «ДХШ им. Эрьзя» являлись,  прежде всего, репутация образовательного учреждения. Оба учреждения давно существуют на рынке данного вида услуг, и зарекомендовали себя на нем положительно.

       На второе место по значимости (50,5%) респонденты поставили следующие факторы: доброжелательность, квалификация (или другие характеристики) персонала, график занятий (наличие двух смен), особенности учебного плана. Такие значимые условия, как близость к дому, удобство и гигиенические условия учебных помещений, низкие цены, несомненно, важны для потребителей, но решающей роли при выборе учреждения дополнительного образования не играют.

          Абсолютное большинство (90,5%) респондентов  полагают, что получают  устойчивое и ожидаемое качество по доступной цене. Значительная часть опрошенных полагает, что  и МКЦ «Морской культурный центр» и МАОУ «ДХШ им. Эрьзя» имеют необходимую инфраструктуру и методическое обеспечение для удовлетворения специфической потребности учащихся. Предложение  дополнительных услуг отличается разнообразием их ассортимента, как по содержанию, так и по формам. Постоянно внедряются новые формы обучения, в том числе предпрофессиональные программы (живопись, дизайн и пр. в МАОУ «ДХШ им. Эрьзя»).

       Качество  образовательной услуги, с точки зрения маркетинга, нельзя рассматривать в разрыве с ценой на нее. Ценовая политика учреждений, предоставляющих дополнительные образовательные услуги, определяется, прежде всего, социальными целями ее деятельности. Следовательно, уровень цены зависит от доступности конкретной услуги для потенциального потребителя. Специалистами ГСЦ был проведен сравнительный анализ цен на подобные услуги в коммерческих учреждениях, который показал, что в МКЦ «Морской культурный центр» и МАОУ «ДХШ им. Эрьзя» цены на аналогичные услуги почти всегда ниже, чем в условиях рыночной среды, а иногда и вообще отсутствуют (для льготных категорий граждан)

       При этом ассортимент услуг намного шире, чем в коммерческих центрах. Для сравнения, в МКЦ «Морской культурный центр» занимается больше 10 музыкально-танцевальных коллективов, в любом коммерческом образовательно-культурном центре ведется не более трех направлений.

       Спрос  на образовательные услуги формируется потребителями, предполагающими исходя из теории рациональных потребительских ожиданий, что инвестиции в образование окупятся впоследствии, в ходе трудовой деятельности, в виде более высоких доходов, чем у тех, кто сделал меньшие инвестиции. Поэтому, как правило, родители стараются не жалеть средств, вкладывая их в дополнительное  образование своего ребенка.      При этом большинство опрошенных полагает, что  цена на оказываемые услуги в МКЦ «Морской культурный центр» и МАОУ «ДХШ им. Эрьзя», несомненно, соответствует их качеству. Абсолютное  большинство респондентов полагает, что предлагаемое повышение тарифов является   незначительным и оправданным сугубо экономическими причинами, а потому не повлечет за собой снижение потребительского спроса. 

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что массовый потребитель услуг в сфере образовательной деятельности ключевых городских учреждений культуры  адекватно оценивает складывающуюся в стране экономическую ситуацию и с пониманием относится к умеренному повышению стоимости услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями культуры. По мнению абсолютного большинства респондентов, прейскуранты цен на услуги дополнительного образования, предложенные МКЦ «Морской культурный центр» и МАОУ «ДХШ им. Эрьзя» к утверждению в новом учебном году, являются близкими к оптимальным, оставаясь при этом доступными для максимального количества потенциальных и реальных потребителей услуг.