Подходы к обучению и поддержке детей с ТНМР

0
51

Дети с ТМНР (тяжёлыми и множественными нарушениями развития) представляют собой крайне разнородную группу, в которой нарушения могут быть интеллектуальными, двигательными, сенсорными (например, нарушения слуха или зрения), эпилептическими и эмоциональными. Часто наблюдаются расстройства аутистического спектра и проблемы в эмоционально-волевой сфере. Эти нарушения редко проявляются поодиночке, чаще они образуют сложные комбинации, что усугубляет состояние ребенка и увеличивает потребность в специализированной помощи и обучении.

Основные принципы работы с детьми с ТМНР

Основной особенностью ТМНР является то, что нарушения не просто существуют рядом, а взаимодействуют, создавая сложные препятствия для развития ребенка. Уровень поддержки и помощи, которую получает ребенок, напрямую влияет на его способности к самостоятельности и участие в жизни общества. Значительно больше ресурсов требуется для помощи таким детям, чем при одном нарушении, что делает важным не только объем, но и качество оказываемой поддержки.

Для эффективной работы с детьми с ТМНР важно следовать нескольким основным принципам:

  • Уважение к индивидуальности ребенка: признание его особенностей и потребностей, а также поддержка личного выбора и самостоятельности.
  • Индивидуальный подход: учет уникальных потребностей каждого ребенка в процессе обучения и взаимодействия.
  • Формирование жизненных навыков: развитие умений, которые можно применять в повседневной жизни, а также создание основ для элементарной трудовой деятельности.
  • Поощрение активности: поддержка инициативности ребенка в ежедневных делах.
  • Социальная интеграция: создание возможностей для участия в социальной жизни, будь то посещение детского сада, школы, участие в адаптированных групповых онлайн занятиях (https://www.mostikschool.ru/grouplessons).
  • Комплексная помощь: скоординированная работа команды специалистов для создания согласованного плана действий.

Процесс и правила обучения ребёнка с ТНМР

Обучение детей с ТМНР начинается с развития базовых навыков, таких как фиксация взгляда на предметах и их отслеживание. Эти умения помогают ребенку лучше ориентироваться в пространстве и в общении с окружающими. Также важно учить ребенка выражать свое согласие или несогласие доступными ему способами и делать выбор, что способствует развитию его самостоятельности и уверенности. В этом могут помочь специализированные программы, которые предлагают онлайн-школы для детей с ОВЗ.

Для полноценного развития ребенка с ТМНР необходимо предоставлять ему возможность не только наблюдать, но и активно участвовать в различных видах деятельности. Даже если ребенок изначально предпочитает позицию наблюдателя, совместные действия с помощью методов, таких как «рука под рукой», могут значительно повысить его вовлеченность.

Для успешного общения с детьми с ТМНР важно соблюдать некоторые правила:

  • Во-первых, необходимо убедиться, что ребенок готов слушать, привлекая его внимание с помощью прикосновений или других сигналов.
  • Важно смотреть ребенку в глаза, говоря четко и понятно, избегая излишней многословности.
  • После каждой реплики следует делать паузы, давая ребенку время на ответ, который может быть не только словами, но и жестами или звуками.

Важно создать комфортные условия, которые поддержат развитие ребенка: учитывать его физиологические потребности, обеспечивать удобные и безопасные позы, следить за чистотой и оптимальной температурой воздуха, а также продумывать доступность среды, чтобы ребенок мог перемещаться и исследовать пространство вокруг себя.

Заключение

Работа с детьми с ТМНР требует комплексного подхода, основанного на уважении к личности ребенка, индивидуализации методов обучения и создании условий для развития его самостоятельности и социальной интеграции. Только такой подход способен помочь детям с ТМНР раскрыть свой потенциал и максимально участвовать в жизни общества.