[ad_1]
Краснодарский бизнесмен Илья Фейгенов планирует построить бизнес в Америке, и совсем скоро штатовская публика сможет оценить проект «Голос Города». Правда, будет это точная копия или проект с измененной концепцией — покажет время. Илья Фейгенов поделился своими мыслями об Америке, бизнесе и предпринимательстве.
— Чем вызван интерес к Америке?
— Это самый большой рынок в мире. Есть гипотеза, что если в России получилось построить бизнес, то в Америке тоже получится. Кроме того, в США много людей и высокая платежеспособность населения, главное — там нет коррупции, выстроенная, понятная и удобная система. Ну и Штаты — родина мировых стартапов, а мы как раз кое— что интересное придумали.
— Если я не ошибаюсь, в Штатах вы планируете запустить проект «Голос Города». Чем отличается публика от российской?
— В Краснодаре планируете что-то новое запускать?
— Пока нет. Будем развивать тот портфель, который есть. Конечно, может внезапно появиться какая-то интересная идея, которую захочется реализовать. Я всегда открыт новому. Сейчас у нас есть пара симпатичных и мощных гипотез на мировой рынок, будем искать инвесторов для запуска ИТ-стартапа.
— Планируете идти в акселераторы?
— Нет, на эти площадки не будем выходить, это, скорее, прямой поиск инвесторов.
— Три года уже существует проект «Голос Города». Когда запускали, не было ли страха, что не получится?
— Волнение, конечно, было, но не страх. Страх — это слово, которое забирает энергию. Бизнесмены рассуждают в формате гипотезы: зайдет, не зайдет. После теста гипотезы докручивают, пересобирают, если необходимо. Если совсем не зашло, пересобирают и переупаковывают продукт. Такого, чтобы мы сидели, боялись: зайдет, не зайдет, — у нас такого не было. Может, это есть у тех, кто делает самый первый шаг в бизнесе, у кого ограничены финансы, тогда, наверное, страшно, потому что еще нет взлетов и падений. Нет еще опыта решения проблем. У нас были гипотезы, они все сработали, где-то подкрутили. Сейчас у нас четыре спектакля, это, может быть, не так много в сравнении с городским театром. Но и постановка наших спектаклей-променадов занимает больше ресурсов. У нас не так много авторских групп, которые умеют это делать, с одной стороны. С другой стороны, чтобы запустить проект, нам нужны свежие идеи, чтобы следующий спектакль был на полголовы выше предыдущего. Совокупность этих факторов не позволяет ставить спектакль каждый месяц. Но один-два в год мы делаем. Сейчас запускаем серию экскурсий в обновленном варианте. Стартует silence yoga — тихая, беззвучная йога в наушниках. Пока это эксперимент, будем анализировать спрос, но на тестовое занятие уже все места забронированы. Также планируем запуск танцевальной прогулки, которая, по сути, будет арт-спектаклем.
— У «Голоса Города» есть франшиза. Кто пишет сценарий и придумывает тематику?
— Когда продается франшиза, в пакете продается и запуск двух спектаклей под ключ. Запускать спектакли-променады местные авторские группы пока не умеют, это новая технология, которая предполагает определенные компетенции и опыт. Без этих двух составляющих не получается той магии, которая есть в наших спектаклях. Сейчас мы работаем с краснодарской группой авторов, в основной команде у них четыре человека, и есть еще на аутсорсе из разных городов и стран. Они вылетают в город запуска, проводят там пару недель, изучают город, потом возвращаются, пишут сценарий и вылетают на запуск спектакля.
— Для Америки тоже они будут писать?
— С Америкой пока непонятно, будут ли вообще там спектакли в таком жеформате. Если пойдем по такому пути, то да, если по-другому, то не уверен.
— В вашем опыте очень большое количество проектов, почему вы все время ищете что-то новое?
— Раньше было скучно, сейчас это стратегия по расширению бизнеса. На данный момент в моем портфеле три проекта. Все они самодостаточные, все развиваются своими темпами, в каждом проекте есть партнер, есть управляющий.
— Если говорить о проекте «Третье место», насколько сильно изменилась концепция от момента появления идеи до сегодняшнего формата?
— Кардинально. В этом проекте мы циклично перерождались: шли от киоска к магазину, от магазина к общественному пространству, потом от пространства вернулись к магазину — решение было обосновано запросом аудитории, для которой мы работаем. Но сейчас это не классический магазин, к которому все привыкли, — мы сохранили арт-настроение. Сейчас мы запускаем «Третье место» в аэропорту Сочи.
— Почему не зашло общественное пространство?
— На мой взгляд, основных причин две: не был готов сам город к этому и технические характеристики площадки не на 100% соответствовали концепции. Если мы говорим о комфорте, то это должна быть определенная температура. В тот момент, когда мы запускались, мы не знали, что в атриуме нет системы кондиционирования и летом будет адски жарко. И только сейчас, четыре года спустя, «Галерея» исправила этот технический недочет. Если сравнивать сейчас, то, может, выводы будут другие, но теперь объективному сравнению мешает падающий тренд на предпринимательство. Новых бизнесов не появляется, молодежное предпринимательство тоже растет медленно. Соответственно, спрос на общественные пространства (коворкинг-центры) низкий. И не только на частные. Я был в государственном коворкинге на Трамвайной, 2, занят он процентов на десять. Хотя там прекрасное место, учитывая, что арендовать его можно условно бесплатно.
— Как стать предпринимателем?
— Какое главное правило успеха?
— У меня нет ответа на этот вопрос. Настолько мы все универсальные и разные…
— А что вас привело к успеху?
— Открытость ко всему и желание общаться с людьми.
Источник