С почти детективной историей столкнулись журналисты городского издания, исследуя казалось бы простую тему. Речь о ремонте памятника — самолета «ИЛ-2», установленного на пересечении улиц Героев Десантников и проспекта Ленина.
28 апреля в официальном пресс-релизе администрации Новороссийска журналистам сообщили: «Летом 1974 года именно этот самолет был поднят с 17-метровой глубины Черного моря и установлен на Малой земле. Поднятый самолет на свежем воздухе стал быстро разрушаться. В 1974 году было принято решение о восстановлении штурмовика. А 30 марта 1980 года штурмовик «ИЛ-2» стал памятником всем летчикам, сражавшимся в годы войны с фашистскими захватчиками в небе Кубани. Агрессивная природная среда воздействует на памятник, со временем разрушая его. Каждый год проводятся ремонтные работы и покраска. Самолет «ИЛ-2″ находится в реестре объектов, имеющих историческую ценность. Пришло время вновь придать ему былой вид и славу».
И далее: «Как пояснил начальник управления культуры горадминистрации Вячеслав Матвейчук, сегодня администрацией города проводится работа по реконструкции памятника. Сейчас идёт строительно-техническая экспертиза объекта, в результате которой будет подготовлено техническое задание и проектная документация. Все это позволит приступить к восстановительным работам в мае 2017 года и завершить их к 16 сентября 2017 года, к Дню разгрома немецко-фашистских войск у стен Новороссийска. К ремонту привлечены профессиональные предприятия и реконструкторы, некоторые детали будут изготавливаться на военных заводах. Задача – сделать всё, чтобы легендарная машина сохранила свой первоначальный вид и ещё долгие годы воспитывала у молодого поколения новороссийцев чувство гордости, патриотизма за подвиги отцов и дедов».
Однако ровно через два месяца та же пресс-служба распространила другой текст: «В начале июля штурмовик «ИЛ-2» покинет свой постамент и отправится в Самару на авиационный завод «Авиакор» на реставрацию. Такое решение было принято администрацией города после детального инструментального осмотра самолета экспертами. По их заключению, для дальнейшей нормальной эксплуатации штурмовика «ИЛ-2″ в качестве памятника военной истории необходимо произвести большой объём капитальных работ. Вследствие коррозии часть обшивки корпуса самолета требует замены, необходимо восстановление шасси, обновление навесного оборудования и винта, укрепление хвостовой части фюзеляжа и хвостового оперения самолета.
Все эти восстановительные работы можно провести только в заводских условиях. «Процесс трудоёмкий, длительный, дорогостоящий, но необходимый для сохранения исторического памятника, — говорит глава города-героя Новороссийска Игорь Дяченко.
Для реставрации самолёта привлекли организацию, имеющую опыт в восстановлении авиационной техники военного времени — ООО «СтройПартнер». Она на протяжении долгого времени сотрудничает с Самарским авиационным заводом «Авиакор». Там и будет выполняться капитальный ремонт исторического памятника».
Ну, и что тут детективного? — спросите вы. Согласны, конечно, в этом — ничего. Так бывает: изучили памятник повнимательнее, и поняли, что ремонт на месте не сделать — надо отправлять штурмовик для реконструкции на авиазавод.
Странности начались с рассказа одного из бывших сотрудников Южного внутригородского района города-героя. Напомним, что легенда военной авиаистории установлена именно в Южном районе. Экс-чиновник, потребовавший от журналистов анонимности для себя, поведал, что еще несколько лет назад, когда главой в городе был не Дяченко, а Синяговский, а районом руководил Владимир Шило (сейчас он возглавляет ООО «ТК “Чистый город”», оказывающее услуги по транспортировке отходов) был приобретен второй самолет «ИЛ-2″ за 5 миллионов рублей. Якобы им хотели заменить обветшавший памятник, но не получилось. За памятниками — строгий контроль со стороны соответствующих организаций, а дорогостоящая покупочка не тянула на памятник ни по каком параметрам. Почему об этом не подумали, когда покупали, он не знает. Самолет №2 куда-то убрали, и о нем будто забыли…»
Журналисты нашли и сумели встретиться в последний день перед отпуском с тем чиновником, который, по идее, должен знать всё до деталей. Это тот самый Вячеслав Матвейчук. Во-первых, состояние и содержание памятников — это сфера, за которую отвечает именно горуправление культуры. Во-вторых, Матвейчук уже занимал нынешнюю должность, когда купили второй самолет.
Ну, сразу к сути и итогам! Вячеслав — чиновник молодой и очень талантливый. Он ни капельки не удивился, что журналисты прознали про второй самолет. Сказал, да, стоит пока, скрытый от глаз, но вскоре будет публично установлен на радость новороссийцам и гостям города. И это, мол, не памятник никакой, а пластиковый макет в натуральную величину. Правда, в какую сумму обошлась такая покупочка, Вячеслав Батькович, дескать, не в курсе.
При этом в администрации рассказали «Нашей газете-Новороссийск», что «на время проведения ремонтных работ постамент (самолета №1 — ред. НИ) будет пуст и огорожен забором, на ремонт памятника выделено пять миллионов рублей». Интересное совпадение или что-то иное? И самолет №2 приобрели, если верить бывшему чиновнику Южного района, за 5 «лимонов». И ремонт самолета №1 обойдется ровно в ту же самую сумму…
6 июля газета «Новороссийский рабочий» напечатала интервью с мэром И.Дяченко, где тот четко сказал: «К 12 сентября «Самолет» будет в лучшем виде». Ох, сомневаемся, если на табличке не менее четко значится: окончание работ в лучшем случае в октябре, а то и в декабре. И В.Матвейчук на вопрос о сроках ремонта опять-таки уверенно сказал: «Хотелось бы, конечно, к Дню города работы окончить, но все-таки важнее сделать реставрацию в лучшем виде, с надлежащим качеством»…
А Вячеслав Матвейчук даже предложил журналистам, обратиться к читателям с просьбой подсказать, где лучше всего установить второй самолет, ну, пластиковую модель. Сами, мол, в администрации думают, где, но пока не решили. Может, в музее военной техники на Малой земле неподалеку от мемориала? Однако какое отношение имеет к реальной военной технике модель-новодел?
А потом господин начгорупркульта с еще более душевной интонацией признался, что вчера уехал с места, где установлен памятник (самолет №1), в 4 часа ночи. Мол, разборка — дело ответственное, каждую клепочку аккуратно вынимают, чтобы ничего не повредить. Дескать, требования со стороны контролирующих охрану памятников органов очень жесткие. Это касается и разборки памятников, и даже транспортировки. А сколько новороссийцев интересуются процессом! Многие, как и он сам, в детстве залезали на самолет. А теперь его увезут на ремонт… Короче, трогательная и воспитательно поучительная история, с какой стороны ни зайти.
Всё сходится! Если, конечно, не задать те вопросы, которые так и вертятся на языке. Почему о приобретении второго самолета нигде не сообщалось в течение нескольких лет? Почему его не установили сразу после покупки, чего ждали до сей поры? Во сколько реально обошлось это приобретение, кто отдал распоряжение купить и, главное, зачем? Тем более, если и правда речь идет о макете? Какой смысл было выкидывать деньги из бюджета, какой в этом военно-патриотический смысл? Ну, зачем тратить солидные деньги, а потом несколько лет скрывать покупку от народа? Может, это такой эксперимент? И почему Матвейчук предложил газете обратиться к читателям насчет места установки макета только сейчас, когда эта история стала достоянием гласности, почему не раньше?
Кстати, напомним, у нас немало зависших проектов памятников. Например, Хамсе, не говоря уж о монументе Николаю Чудотворцу. Администрация и «верноподданные» СМИ «прокричали» о установке памятника Хамсе на набережной, и где он? По имеющимся данным, которые предстоит проверить, более трех лет пылится в Краснодаре — нет денег выкупить. А вот второй штурмовик — это, пожалуйста. Может, и третий тогда купить, ведь три число совсем хорошее? Даже Бог любит Троицу. Или по одному на каждый из пяти районов города, чтобы никто не обиделся…
После беседы с Матвейчуком журналисты поехали на место разборки авиапамятника. Там обнаружили двух доблестных рабочих (вы их видите на фото) и полуразобранный штурмовик за красивым забором. Не знаем, что там с ювелирным вытаскиванием клепок, но вот ржавый и ветхий, местами почти прозрачный металл увидели воочию. Куда и к чему приваривать при реставрации восстановленные части, нам, неспециалистам, непонятно. Может, проще новую внешнюю оболочку самолета изготовить на заводе, чем пытаться реанимировать то, что пришло в негодность? Напомним, что самолет подняли со дна моря, а потом он 37 лет после первого ремонта подвергался агрессивным норд-остам в опасной близости от открытой морской воды.
Подытоживая, вспомним старый анекдот. Прораб на стройке встречает важную комиссию. Что те плохого ни увидят, на всё у него находится мгновенное объяснение. Наконец, на глазах комиссии с грохотом рушится свежепостроенная стена. Прораб без тени смущения смотрит на часы и бодро говорит: «Отлично, точно по графику». Ну, вы, надеюсь, поняли, к чему мы это…
А если серьезно, эта почти детективная история с двумя самолетами, которая длится уже довольно давно, требует продолжения. Уж больно похожи на неправду некоторые моменты из того, что нам рассказывают от имени администрации города, сообщают «Новороссийские Известия»
Очень надежно спрятали, на заводе Прибой валяется этот кусок г***
Comments are closed.