О затянувшемся возведении автомобильной развязки в Восточном районе в рамках комплексного развития новороссийского транспортного узла жители города жаловались не раз. Строительство замораживалось, сроки сдачи объекта сдвигались. Все это приносило неудобства горожанам и туристам, часами простаивающим в автомобильных пробках и вынужденным любоваться из окон разрытым грунтом и вечной грязью.
Сейчас работы возобновились, но всплыла — в буквальном смысле! — новая проблема. Местные жители, живущие в районе строительства сообщили: их дома оказались попросту отрезаны от канализационной сети, и теперь все «добро» течет либо в грунт, либо в квартиры, либо в море. А последнее уже попахивает самой настоящей экологической катастрофой.
На грани фола
Жители дома № 74 по Сухумскому шоссе. Надежда Кудрявцева и Николай Анфимов рассказали: уже несколько лет их жилища периодически тонут в фекалиях.
— Из наших домов, которые не подключены к городским очистным сооружениям, канализационные стоки всегда шли в ливневку, а потом через судоремонтный завод — в море. Когда началось строительство развязки, мы думали, что при возведении столь крупного объекта будут учтены и наши интересы, местных жителей, что нам построят новую канализацию, но все вышло наоборот. Мы не только не получили новую сеть, но и от старой наши дома оказались отрезаны. Теперь стоки от наших домов, а также нескольких социально значимых объектов идут либо в землю, либо на дорогу, либо топят квартиры, — пояснили люди.
По их словам, с канализацией проблемы у домов №№ 74-80 по Сухумскому шоссе, а еще у ПТУ № 4, колонии-поселения и школы № 16.
К разговору подключился директор ООО «Барселона» Иван Щербань, владелец столовой и магазинов, располагающихся на первом этаже дома № 80. Он также бьет тревогу, ведь подвал дома постоянно подтапливает сточными водами, что ведет к разрушению фундамента.
Кстати, именно по этой причине всю осень и начало зимы жители, которым «посчастливилось» жить в районе строительства авторазвязки, а также автомобилисты мучились от постоянных подтоплений Сухумского шоссе. В морозы лужи замерзали, превращаясь в гололед. Посыпка песко-соляной смесью проблемы не решала. Ситуация была просто на грани фола. Так, жена квартального ул. Цемзавод «Пролетарий» Юрия Анасьева, 2 декабря на этом льду поскользнулась, упала и сломала руку.
Земляков жалко
— Генподрядчики — из Москвы, а мы — местные. Поэтому не можем остаться равнодушными. Новая канализация прокладывается, однако она по проекту заканчивается возле дома № 80. Ее обязательно нужно продлить до дома № 74, чтобы она захватывала весь микрорайон. В масштабах федерального проекта это копейки. Все равно асфальт будет вскрываться, грунт разрабатываться. А если сейчас все закопать, люди будут тонуть постоянно. Решать проблему нужно сейчас, — поделились мнением рабочие.
В штатном режиме
— Нам не раз отвечали, что реконструкция канализационной сети запланирована. Однако представители компании «Стройновация», которая производит работы и куда мы обратились за разъяснением, сказали, что нашей канализации в их проекте не значится. Выходит, нас хотят сделать заложниками фекалий? — возмущаются люди.
Жители показали кипу ответов, которые они получили от официальных лиц с 2011 года по сегодняшний день. За это время им отвечали весьма противоречиво: «реконструкцию канализационной сети от дома № 78 по ул. Сухумское шоссе до ОСК „Вагон-памятник“ (…) выполнит подрядная организация ООО „Нефтегазресурс“ в 4 квартале 2014 года» (из ответа бывшего замглавы Новороссийска М. Бабия от 08.09.2014); «работы по реконструкции данной канализации будут выполняться силами подрядной организации — ООО «Стройновация» (из ответа бывшего и.о. замглавы Новороссийска М. Алтуева от 07.07.2015).
При этом в нескольких ответах тогдашнего директора МУП «Водоканал» М. Алтуева, датированных 2013 и 2014 годами, звучит и вовсе неоднозначная фраза о том, что канализационная сеть «работает в штатном режиме». Учитывая, что на тот момент канализационные стоки, по заверению местных жителей, не достигали городских очистных сооружений, а попадали в ливневку, надо полагать, что под «штатным режимом» руководитель имел в виду сток фекалий в море?
А жителей спросили?
Второй тревожный момент в том, что полотно новой дороги поднимают на полметра. Жилые дома остаются ниже. Рядом гора. Куда пойдет вода, если не будет сделано грамотной ливневки?
— Мы можем по пояс в воде оказаться! — переживают люди.
И третье — конечно же, люди не хотят слышать постоянный шум и ощущать вибрацию от дороги с интенсивным движением. Однако проектом предусмотрена установка шумозащитных экранов только рядом с домами №№ 76 и 80, собственники помещений которых, по их словам, этого не хотят. А дом № 74, где обитают 12 семей, почему-то остался без подобной защиты. Между тем трасса будет пролегать от этого дома всего лишь на расстоянии около трех метров!
— Нам эти экраны не требуются. Они полностью закроют фасад дома и, соответственно, входы в магазины и так далее, — говорит предприниматель Иван Щербань, владелец предприятий, располагающихся в доме № 80. — Мы просили перенести экраны к дому № 74, но нам отказали: мол, не предусмотрено проектом.
Исходя из всего вышесказанного, создается ощущение, что разрабатывали этот проект специалисты, лишь мельком побывавшие на месте будущей стройки и не общавшиеся с населением.
Дедовскими методами
— Нам предъявляют претензии, мол, мы пришли на объект — и начались проблемы. Но это не совсем объективно. Мы только обнажили уже существующие проблемы. В Новороссийске коммуникации изначально находились в плачевном состоянии. Конкретно на этом участке нормальной канализации и вовсе не было. Пока мы сюда не зашли работать, больше полутора лет стоки шли в море. И говорить, что мы повлияли на экологию и нанесли ущерб городу, некорректно, — считает Владимир Александрович.
По его словам, сейчас перед предприятием стоит задача состыковать существующую городскую сеть с новой, проектируемой. Однако есть проблема.
— Новая сеть — из современных материалов, а старая, как бы помягче сказать, — просто хлам. Что касается отсутствия канализационной сети у жителей проблемного участка, то сейчас мы нашли техническое решение: пока отведем стоки, которые при сильных осадках идут прямо на дорогу, по временной схеме в одну из существующих проложенных веток, уходящих в очистные сооружения. Это временно снимет остроту проблемы, — уверен Владимир Бударин.
Вот как руководитель прокомментировал информацию об отсутствии в проекте новой канализационной сети в районе домов №№ 74-80.
— Проект прошел все публичные слушания, главгосэкспертизу. И если в нем чего-то нет, то мы и построить это не можем. А ломать копья по поводу проекта такого масштаба — не в нашей компетенции, — заявил Владимир Бударин, добавив, что организация в любом случае будет помогать жителям, пусть даже за свой счет, лишь бы снять социальную напряженность.
Как же так получилось, что разработчики проекта забыли про людей? Почему не предусмотрели новую канализацию?
— Значит, горадминистрация, водоканал доложили, что старые сети в пригодном для эксплуатации состоянии и не нуждаются ни в ремонте, ни в реконструкции, — предположил Владимир Бударин. — Вообще, когда мы зашли на объект, то даже не подозревали, что столкнемся с такими трудностями. Вы даже не представляете, сколько здесь неучтенных сетей, какими дедовскими способами все прокладывалось, а в бумагах ничего не отражалось. На каждых сто квадратных метров — куча неучтенных кабелей и прочего. Я уже не говорю, сколько у нас из-за этого проблем.
Людей понимают и жалеют
— С проблемой все знакомы, людей все понимают и хотят им помочь, но сразу это не получится. Долгое время районная администрация пыталась что-то сделать, но нужны средства. У властей их нет, водоканал в долгах. Вопрос сложный, но все держится на контроле, и проблема будет решена любыми путями, — заверила она.
Будем надеяться, что проблема действительно будет решена. А пока остается только удивляться, что на протяжении долгого времени горожане и туристы вынуждены были купаться в загрязненной Цемесской бухте, куда, как заявили многие наши собеседники, минуя очистные сооружения, стекали канализационные стоки. И не менее резонный вопрос: почему при реализации важнейшего проекта забыли про простых людей? И почему эти самые люди вынуждены собирать информацию по крупицам и биться за самые элементарные бытовые условия для себя и своих детей?
Послесловие