Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.
Социологи и психологи всего мира утверждают, что именно чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую и социально ценную личность. Однако, вызывает тревогу, тот факт, что сегодня в нашей стране более 30% взрослого населения не читает книг. Что же мы взрослые мы можем сделать для наших детей по привлечению их к
чтению? Для того, чтобы грамотно руководить процессом приобщения детей к литературе, предлагаем наши советы.
— Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у ребёнка отношение к чтению как к удовольствию: цитируйте строки прочитанных книг, делитесь впечатлениями и эмоциями в процессе чтения (смейтесь, удивляйтесь) и т.п. Нет ничего более эффективного, чем воспитание своим примером.
— Наглядно демонстрируйте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами
и получайте в качестве подарков. Организуйте в доме домашнюю библиотеку.
-Читайте ребенку вслух ежедневно. Подключайте к чтению всех членов семьи.
Выделите дома специальное место для чтения и хранения детских книг.
— Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать, отмечая данный факт как
неоспоримое достоинство человека. Хвалите приятелей ребенка, если они уже умеют
читать, но избегайте упреков: «вон они какие молодцы, а ты…»
— Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им
доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят
читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.
— Поощряйте попытки самостоятельного чтения книг ребенком (даже его имитацию:
чтение наизусть с одновременным переворачиванием страниц в нужном месте).
— Не прекращайте чтение вслух тогда, когда Ваш ребенок научится читать
достаточно бегло. Читать ему все равно еще трудно, глаза от напряжения устают,
усталость провоцирует скуку, а скучное занятие отвращает. Чтение вслух сближает
взрослых и детей, ребенок может о чем-то спросить, выразить свои впечатления,
возникшие после прочитанного текста.
— Посетите с ребенком библиотеку и научите пользоваться ее фондами. Регулярно посещайте библиотеку в дальнейшем.
— Предоставьте возможность ребенку самому выбирать книги и журналы (в
библиотеке, книжном магазине и т.п.) по интересующей их тематике.
— Подпишитесь на детские журналы на имя ребенка с учетом его интересов и
увлечений (при его непосредственном участии).
— После просмотра фильма предложите ребенку прочитать книгу, по мотивам которой он поставлен.
— Не спешите расставаться с не раз прочитанной книгой: сделайте иллюстрации,
нарисуйте вместе с ребенком портреты полюбившихся персонажей, «оживите» героев
книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутов ткани, связав, склеив из бумаги
и картона и т.д., разыграйте домашний спектакль, придумайте свой конец сказки или
рассказа.
— Воспитывайте бережное отношение к книгам.
Воспитатель МБДОУ детский сад № 7
Тарада Л.Б.