Валентина Сазонова. Женщина в судьбе Новороссийска

0
496

Ничто не появляется из ниоткуда. Всегда есть кто-то, кто открыл, сделал, создал это первым. Музыкальную школу в Новороссийске открыла Анна Данини, первым фотографом-женщиной стала Варвара Попова, а вот первую в городе детскую стоматологическую поликлинику открыла Валентина Сазонова. И сделала это в 60-е годы, в то время, когда детская стоматология в России еще только начинала свое становление.
Валентина Михайловна и сейчас хороша той породистой капризной красотой, которая от возраста не зависит. Шляпки, кружевные перчатки, дорогие духи – это не часть гардероба, а часть жизни. Такая она – Валентина Михайловна Сазонова, первый в Новороссийске детский врач-стоматолог.
В те годы о специализированной детской стоматологии разговора еще не было. Только в 80-х появилась врачебная специальность «стоматолог детский», и были открыты самостоятельные детские стоматологические поликлиники. В маленьком же Новороссийске, население которого чуть-чуть не дотягивало до ста тысяч, настоящая детская поликлиника появилась еще в1969 году. Это было очень круто. Скорее нет, этого просто не могло быть, если бы не настойчивость, упорство и святая уверенность молодого врача, что детская и взрослая стоматология, совершенно разные специальности, и принимать ребенка во взрослом стоматологическом кресле просто недопустимо.
Впрочем, стоп! Давайте по порядку. Люди с характером не рождаются, его закаляет и формирует жизнь, а у Валентины Михайловны она была очень непростой.
Когда немцы вошли в Новороссийск, ей пошел четвертый год. Память странным образом оставила у маленькой девочки отрывки воспоминаний.
– Может, мамины рассказы помогли восстановить эти картины, а может быть и впрямь яркие стрессовые моменты на всю жизнь врезались в мое сознание, – вспоминает она. – До сих пор я вижу, как в нашем дворе расстреливали раненого советского офицера, помню, как передавали меня из рук в руки женщины, когда нас гнали в концентрационный лагерь. Помню собак, они зализывали мне нагноившиеся раны. Я понимаю, что в таком возрасте мало что остается в памяти, но ведь все это было…
Родилась Валентина Михайловна в Новороссийске, в маленьком домишке на берегу моря. Когда немцы вошли в поселок, девчушка сильно заболела, и ослабленный организм отозвался страшным заболеванием – фурункулезом. Все тело ребенка было покрыто гнойными ранами. Врач-румын обратил внимание на хорошенькую кудрявую девчушку, покрытую ранами, и стал подбрасывать во двор перевязочный материал и кусочки шоколада.
Семья жила в постоянном страхе. В своем крохотном домишке они скрывали тяжелораненого моряка, который заполз к ним во двор ночью, и перевязочный материал, который перебрасывал им румын, был как нельзя кстати. До сих пор непонятно, каким образом немцам стало известно, что в доме скрывается советский офицер. В памяти осталась жесткая немецкая речь, раненый боец, которого выволокли во двор и треск автоматной очереди. Долго били деда, ломали ему кости, кричала бабка, мать прижимала к себе ее лицо…
Вскоре семью отправили вместе с другими жителями города по этапу на Украину, в концентрационный лагерь.
– Помню боль. Страшную боль. Я поскользнулась в грязи, и нога каким-то образом попала под телегу, которая шла рядом. Думаю, что перелома не было из-за этой же грязи. Нога провалилась в черную жижу, по которой проехала телега, но идти я больше не могла…
Измотанная страданиями и тяжелым переходом мать вынуждена была нести девчушку на руках. Иногда ее меняла бабушка, помогали другие женщины. Скрещивали руки, сажали девчушку, ти шли, оставляя за спиной десятки километров истерзанной войной земли.
И еще одно яркое воспоминание. Колючая проволока, и сторожевые собаки. Собственно говоря, им она и обязана своей жизнью. Ходить малышка не могла. Больная нога, покрытая гнойными фурункулами, давала возможность только ползать. Перед глазами пасть собаки, которая вдруг лизнула рану. К ней подбежали еще несколько собак, и в эту ночь Валюша вдруг смогла спокойно, без мучительной боли уснуть. Еще несколько дней собаки «лечили» девочку, и страшная болезнь отступила.
– Я ведь до сих пор к любой собаке подойти могу, – улыбается она. – Мне кажется, что те, лагерные псы приняли меня в свою стаю. Я собакам и по сей день благодарна. В сумке с собой всегда ношу корм, а уж погладить пса – это обязательно.
После войны женщины вернулись на Мысхако. Валентина с детства знала – что ее призвание – медицина. После окончания школы уехала в Ставрополь, и устроилась работать в Ипатьевскую психоневрологическую больницу. Чтобы поступить в мединститут нужен
больницу. В те годы поступить в медицинский институт можно было только при наличии стажа работы в медучреждении. окончила школу и поступила в Ставропольский медицинский институт, по окончании которого вернулась работать врачом-стоматологом в Новороссийск. Больше 40 лет врачебного с
Стажа не хватило, осталась работать
– В те годы разницы в детской и взрослой стоматологии не было. Считалось, что ребенок – это взрослый в миниатюре. Я же еще с института была уверена, что развитие органов ребенка отличается рядом особенностей, и к детям нельзя подходить с той же меркой, что и ко взрослым.
Она убеждала в этом заведующего Новороссийским горздравом Стрельцына, ездила в Краснодар к главному стоматологу края Серопьян и доказывала, что дети Новороссийска должны получать такую же квалифицированную детскую стоматологическую помощь, как и дети столичных городов.
Ее упорство принесло плоды. В Москве, при Центральном институте усовершенствования врачей открылась первая в стране кафедра стоматологии детского возраста. Валентина Михайловна была одной из первых краевых врачей, которая уехала туда на повышение квалификации. После этого краевому горздраву ничего не оставалось, как принять решение – организовать в Новороссийске детское стоматологическое отделение, которое возглавила врач Сазонова.
Для Новороссийской стоматологии это был прорыв.
– Администрация города сделала все, чтобы найти место для детской стоматологической поликлиники, и спустя два года мы открыли первую в городе детскую стоматологию. Сейчас мало кто помнит, но находилась она в помещении сегодняшнего Поста №1. Вернее наоборот – Пост №1 находится в помещении нашей поликлиники. Помещение было небольшое, но я была рада и этому. Потом пришли пять специальных детских кресел, инструменты, я послала на переквалификацию молодых специалистов, и началась серьезная работа.
По сути, Валентина Михайловна открыла историю детской стоматологической помощи в Новороссийске. Это сейчас к услугам детей несколько прекрасных клиник, а в то время очередь к детскому стоматологу занимали затемно.
– Я помню, как мама поднимала меня рано-рано, и мы еще затемно приходили в аллейку, садились на скамейку и ждали тетю Валю, – вспоминает Татьяна Хорошавина, известный в городе адвокат. – Наверное, именно благодаря ей я до сих пор не знаю проблем с зубами.
Работы было бесконечно много. Тетя Валя организовывала стоматологические осмотры в школах, настаивала на обслуживании детей в сельской местности.
Так случилось, что вся ее жизнь зависела от требований времени. В первую чеченскую потребовались специалисты в области хирургической стоматологии и восстановительной хирургии лица, и Валентина Сазонова получила еще одну квалификацию. Очень красивая, изящная, она, когда того требовало дело, проявляла поистине мужской характер. Спецов, подобных ей, в городе было мало. Ее пригласили работать в госпиталь. Эта хрупкая женщина многие часы проводила в операционной, спасая раненых бойцов, ребят, подорвавшихся на мине. Скольким дала возможность сохранить речь, уже и не помнит. Сама проводила сложнейшие операции в ротовой полости, которые и по сей день считаются уникальными. Первой в городе защитила высшую квалификационную категорию по стоматологии.
– Валентина Михайловна, а чего вы в жизни больше всего не любите?
– Слабых, зависимых мужчин, которые не готовы брать на себя ответственность. Или хамов, которые считают, что женщины созданы только для того, чтобы ублажать им, быть их рабой.
– Значит, сильная женщина – несчастная женщина?
– Быть сильной женщиной – это и дар и вызов окружающим одновременно. Я всегда была уверена в себе, легко справляетесь с трудностями. У меня был союзник по жизни – мой опыт, личный багаж знаний и четкая позиция. Но была и другая сторона медали – я всегда отказывала себе в слабостях: быть женщиной, принимать помощь, поддержку. Наверное, за это судьба посылала мне еще больше испытаний.
ыывв– А были ли вы счастливы в жизни?
– Когда открыла детскую стоматологию, когда удавалась совершенно безнадежная операция. Я счастлива, когда мои дети проходят очередные жизненные уроки и чего-то добиваются. А абсолютно счастлива я сегодня. У меня появилась внучка, и я вижу в ней такое же упорство и характер, как у меня. Такие многого достигают – горы сворачивают, только уступать не умеют. И в этом мы – родственные души.
– А учите ее чему?
– Всему. И у нее учусь многому. Вот, осваиваю вместе с ней фортепиано. Конечно, больших достижений нет, но пару пьесок двумя руками сыграть могу.
– А чему главному в жизни вы ее учите?
– Наслаждаться гармонией, которая есть в каждой женщине. К сожалению, сама я пришла к этому выводу слишком поздно.
1967 год. На фотографии первый коллектив детского стоматологического отделения.

novorosinfo.ru

yiyivv-214x300