Золотой век киноиндустрии

0
785

В современном американском кинематографе вышло много интересных и ярких новинок кино 2021 года, но картины не всегда были такими, как в настоящие дни. Мегакритик предлагает Вам окунуться в прошлое у узнать про Старый Голливуд.

Золотой век Голливуда, также известный как Старый Голливуд, используется для описания повествовательного и визуального стиля американского кино с периода после Первой мировой войны до начала 1960-х годов. Стоит добавить, что историки до сих пор спорят, с какого момента следует обозначить начало этого периода: одни поддерживают начало эпохи немого кино, другие — начало эпохи звукового кино. Это было необычное время, когда родились такие незабываемые звезды, как Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Хамфри Богарт, Лоуренс Оливье, Ингрид Бергман, Грегори Пек, Лорен Бэколл, Одри Хепберн, Ава Гарднер, Джин Келли и Генри Фонда. Это было также время экспериментов с техникой кино (в плане звука, изображения; записи и воспроизведения их в кинотеатрах), создания новых жанров и расширение свободы сценаристов и режиссеров.

Рождение звука

В 1927 году на экраны американских кинотеатров вышел первый звуковой фильм, который буквально произвел революцию в американском шоу-бизнесе. «Певец джаза» с Элом Джонсоном был классическим немым фильмом, потому что диалоги по-прежнему представлялись с использованием табличек, но были сцены с музыкой и мелодией, реалистично синхронизированные с изображением. За два года, прошедшие с момента его премьеры, техника была усовершенствована, и большинство кинотеатров в Соединенных Штатах были адаптированы для показа таких изображений. Ролики, как их в просторечии называли, давали создателям возможности, которые при отсутствии разговорных проблем были просто недостижимы: передавать американский стиль и ценности гораздо более запоминающимся образом. Благодаря звуковому сопровождению (диалогам, музыкальной дорожке и спецэффектам) фильм стал самым выразительным и эффективным средством массовой коммуникации. Изменились и требования к актерам — недостаточно просто выглядеть привлекательно, важны были тон и тембр голоса, и прежде всего умение четко и достоверно выразить линию. Именно тогда рынок кинопроизводства начал проясняться, с так называемой «Большой пятеркой» во главе. В неё входили киностудии Paramount, MGM, Warner Bros, RKO и FOX.

Коллекция Фреда Астера (DVD)

В 1920-1930-е годы в год производилось в среднем более 800 фильмов (сегодня — около 500), среди которых самыми популярными жанрами были гангстерские фильмы, вестерны, мюзиклы и мелодрамы. В яркой и увлекательной форме они позволяли отметить самые важные американские ценности: оптимизм, стремление к успеху, амбиции и отвагу. На долгие годы кино стало самым любимым и исключительно эгалитарным развлечением, доступным как самым богатым, так и самым бедным слоям общества.

Великая Депрессия и большие постановки

Хотя в течение первых двух лет после «черного четверга» американские кинотеатры и киностудии не только не зафиксировали снижения доходов, но и резко увеличили их, в начале 30-х годов кризис коснулся и киноиндустрии. Чтобы выжить, некоторые кинематографисты решили снимать малобюджетные, не амбициозные фильмы, которые мы теперь называем «кино B-класса». Другие студии, принесшие значительные жертвы (Paramount была вынуждена продать четверть своих акций), пережили худшие времена и в конце десятилетия вернулись к съемкам монументальных, дорогих фильмов, таких как «Унесенные ветром» или «Волшебник страны Оз» (оба произведены в 1939 году компанией MGM). Это хрестоматийные образцы произведений, типичных для Золотого века Голливуда: высокобюджетные, захватывающие, а также поднимающие настроение перед лицом экономического кризиса (Великой депрессии) и военного кризиса Второй мировой войны. Самыми важными являются два ключевых элемента: звезда, играющая главного героя (в случае «Волшебника из страны Оз», любимого миллионами Джуди Гарланд, в «Унесенных ветром» — харизматичного Кларка Гейбла и прекрасной Вивьен Ли) и адаптация известного и популярного романа или пьесы. Учитывая инфляцию, «Волшебник из страны Оз» до сих пор остается самым кассовым фильмом в истории кино; это также сделало MGM специалистом в больших, дорогих, эпических постановках. «Унесенные ветром» получили целых восемь Оскаров, в том числе первую в истории статуэтку, присужденную небелому человеку: Хэтти МакДэниел, награжденной за роль Мамочки, но не допущенной в зал, где были вручены лавры.

Актеры, или собственность киностудии

В золотой век Голливуда каждая студия из большой пятерки (а также более мелкие, но важные организации для всей отрасли) выделялась и специализировалась на чем-то одном: RKO славился музыкальным вкусом и отличными саундтреками (мюзиклы с Фредом Астером и Джинджер Роджерс), Колумбия с фильмами B-класса, и уже упомянутый MGM – большими звездами, с большими бюджетами и с отличной сценографией. Paramount воспринималась как самая «европейская» студия (в основном из-за того, что многие выдающиеся художники были привезены из Германии или Великобритании) и производила такие фильмы, как «Шанхайский экспресс» и «Марокко». Ворнер Браззерс провозгласил себя «лейблом рабочего класса», запустив среднебюджетные мелодрамы и гангстерские фильмы, такие как «Враг государства» с Джеймсом Кэгни в главной роли. Наблюдали за совершенствованием своей «экспертизы» главные продюсеры, чье положение в мире кино было влиятельным — именно они решали, какие фильмы будут сниматься, кто в них будет играть, кто будет их снимать и как они будут распространяться.
Влияние режиссера на форму его работ было небольшим, то же самое относилось и к самим актерам.
Сейчас это сложно представить, но в 30-60-х годах они были в основном собственностью киностудий: контракты регулировались, количество фильмов, в которых они должны появиться (конечно, не было и речи об игре в образе конкурирующей студии); от участия в каком-либо проекте нельзя было отказаться. В каждом контракте было положение о необходимости проживания на расстоянии не более двух часов от студии. На повестке дня стояла смена имен — самой известной из них, конечно же, является Мэрилин Монро, урожденная Норма Джин Мортенсон, но стоит упомянуть Рока Хадсона (Лерой Гарольд Шерер-младший), Джуди Гарланд (Фрэнсис Гамм) и Кэрим Грант (Арчибальд Александр Лич). Личная жизнь артистов также контролировалась, и создавались их публичные образы, что, конечно, было направлено на увеличение продаж билетов. Специалисты по связям с общественностью стали штатными сотрудниками каждого лейбла в 1920-х годах и были вовлечены не только в наблюдение за личными брендами звезд, принадлежащих студии, но и в поиски компрометирующей информации о конкурентах.

Сумерки золотого века Голливуда

Хотя закат Золотого века Голливуда восходит к началу 60-х годов, этот процесс начался гораздо раньше, в 1948 году. Американский Верховный суд тогда постановил, что киностудии, являясь владельцами как студий и торговых сетей, так и кинотеатров, нарушили антимонопольное законодательство. Поэтому кинотеатры было приказано продавать — с этого момента студии могли только производить свои фильмы и продавать права на их показ различным сетям. Это положило начало медленному снижению важности и влияния огромных лейблов. Вторым элементом, конечно же, было появление и популяризация телевидения и прогрессирующая субурбанизация американских городов: все больше семей жили в более или менее благополучных пригородах, вдали от центров и кинотеатров.
Киностудии пытались бороться с этим явлением, открывая многочисленные автомобильные кинотеатры, но в итоге телевидение, массовый оппонент, обладающий все большими ресурсами, оказался сильнее и, что самое главное, гораздо более привлекательным для зрителя. Деньги здесь также были важны: инвесторы и рекламодатели хотели оставлять их не в киностудиях, а на телеканалах, предлагающих как продакт-плейсмент, так и классические рекламные ролики, с каждым годом все более адаптированные к потребностям и ожиданиям целевых групп.

Золотой век Голливуда был ключевым для кинематографии — не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире. За это время было создано, испытано и усовершенствовано множество техник, которые легли в основу кинематографа, который мы знаем и любим сегодня.