Житель Новороссийска восстановил военный внедорожник, ГАЗ-67 в День Победы проедет в колонне торжественного марша

0
340

Житель Новороссийска воссоздал внедорожник времен Великой Отечественной войны. ГАЗ-67 в День Победы проедет в колонне торжественного марша.

Спустя 75 лет эти фары, которые освещали военные дороги, вновь освещают теперь уже мирную землю. Именно этот ГАЗ-67 в далеком 1943 году участвовал в освобождении Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков. Возил боеприпасы и раненых, тянул на себе легкую артиллерию и даже был разведчиком. Героический автомобиль и сейчас на ходу благодаря Равилю Мустафину. Запчасти мужчина искал по всей стране — их не производят уже более полувека.

«Практически все оригинальное. Единственное, есть некоторые резинки, которые просто со временем рассохлись. И некоторые гайки и болты, которых просто невозможно найти уже», — рассказывает житель Новороссийска Равиль Мустафин.

На реставрацию машины ушло около пяти лет. На ее создание в 1940-е годы потратили всего полтора месяца. За образец советские конструкторы взяли американский автомобиль Bantam. Чертежей у инженеров не было, лишь картинка из журнала. Но со сложной задачей справились. Первый внедорожник СССР встал в строй защитников Родины.

Во время Великой Отечественной войны ГАЗ-67 получил массу прозвищ. Его называли «русским Ваней Виллисом» за сходство с американским джипом, «блохой-воином».

За руль «воина» Равиль Мустафин садится каждый год, 9 мая. Накануне Дня Победы отправляется по местам боевой славы ГАЗа. В этот раз место механика в автомобиле займет особенный пассажир.

Для ветерана Великой Отечественной войны Виктора Ступака этот ГАЗ-67 — все равно, что боевой товарищ. На таком же он, юный партизан, въезжал в освобожденную Венгрию. Говорит, что тогда весь автомобиль был буквально засыпан цветами. Их советским воинам охапками несли местные жители. Именно с этой машиной связано и одно из самых трагических для Виктора Григорьевича воспоминаний. В победном 1945 году, когда врага уже выбили из СССР,  Ступак бок о бок служил с генералом Красной Армии Иваном Черняховским.

«Он ехал точно на такой же машине, а следом за ним мы, как охрана. И вдруг снаряд взорвался. Иван Данилович наклонился в сторону водителя. Остановилась машина, мы побежали, он истекает кровью. Мы его взяли, положили в нашу машину и доставили в медицинский санбат», — вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Виктор Ступак.

Рана оказалась смертельной. Черняховский погиб в тот же день. До Победы оставалось два с половиной месяца.

Чтобы имена фронтовиков, которые ценой своей жизни одержали Победу, навсегда остались в сердцах потомков, Равиль Мустафин бережно хранит железного свидетеля Великой Отечественной войны и верит в то, что память о героическом прошлом поможет построить великое будущее, сообщается в эфире телеканала «Кубань 24».