Профессора в Новороссийске посадили за то, что отстаивал свои права

1
456

Больше месяца провел за решеткой житель Новороссийска Андрей Кравченко. 52-летний доктор юридических наук поплатился за то, что пытался остановить незаконное возведение 10-этажной высотки на восьми сотках рядом со своим домом по улице Челюскинцев, 24.

…Профессор и не заметил, как в метре от его заборчика на соседнем участке начал расти неожиданно многоэтажный дом. Он стал возмущаться. А когда на голову его жены внезапно свалился лист металлопрофиля, то терпение и вовсе лопнуло. Выяснив, что стройка ведется фирмой «Притяжение» без разрешения, он в сентябре 2013 года обращается с иском в суд о сносе самовольной постройки. И тут-то начинаются, как показывают документы, чудеса творчества власть имущих, которые, видимо, давно забыли, что такое порядочность.

Проектной документации на строящийся дом не оказалось. Однако, несмотря на явные нарушения градостроительных норм, разрешение на строительство 10-этажного дома на восьми сотках чудесным образом появилось. И чудесным образом суд отказал профессору в удовлетворении иска, сославшись на экспертное заключение, выполненное по заказу застройщика за 70 тысяч рублей. А затем и вовсе взыскал эту сумму с Кравченко.

Профессор продолжал бороться. Разрешение на строительство у фирмы отозвали. В феврале уже нынешнего года актом Муниципального земельного контроля было установлено: в результате строительных работ домовладению Кравченко нанесен существенный имущественный ущерб… А как поступает мэрия Новороссийска? Она ничего не видит. Как, собственно, и суд, куда застройщик обращается, чтобы оформить право собственности на многоквартирный жилой дом. Суд разрешает. После чего квартиры в доме начали расходиться как горячие пирожки. А мэрия города делает, что называется, «ход конем»: подает жалобу на решение суда о признании права собственности на объект по улице Челюскинцев, 24, а затем отзывает… Почему? Заместитель главы города Мария Канкулова внятно объяснить не смогла.

Но настоящие чудеса впереди. Нынешней весной застройщик Валерий Тугарев вдруг захотел купить дом профессора якобы, по его словам, «под офис и размещение там сотрудников фирмы». С таким предложением он обратился к коллеге Андрея Викторовича, доценту кафедры государственно-правовых дисциплин Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института Асе Литвиновой. Та посоветовала обращаться напрямую к Кравченко, но ее попросили уговорить его. Зачем, мол, дальше терпеть профессору неудобства, если есть возможность продать дом, причем по цене, указанной еще год назад независимым оценщиком.

Стороны несколько раз встречались, обсуждая условия предстоящей сделки, затем подписали подготовленный Литвиновой договор купли-продажи. Сделано это было добровольно, в присутствии свидетелей, после чего на счет Кравченко перечислили 200 тысяч рублей, попросив подтвердить эсэмэской поступление первого, «пробного», как сказали, платежа…

Однако это не конец сюжета. Скорее его зигзаг. В этот же день профессор Кравченко и доцент Литвинова стали… фигурантами уголовного дела, возбужденного по п. «б», ч. 3 ст.163 УК РФ ( вымогательство в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору). В постановлении, подписанном старшим следователем СУ МВД по Новороссийску Л.С. Масич говорится: «Поводом для возбуждения уголовного дела послужило сообщение о совершенном преступлении — заявление гражданина Тугарева В. А. и рапорт об обнаружении признаков преступления оперуполномоченного УФСБ в Новороссийске Тромза Д. Д.». К утру следующего дня Кравченко был арестован, а Литвинова оказалась под подпиской о невыезде.

Обо всем этом Ася Анатольевна написала в «РГ». Это была не мольба о помощи, а рассказ человека, который перестал понимать, что происходит вокруг него, в городе и вообще в стране, где борются с коррупцией, говорят о торжестве справедливости и права…

О том, что пережила, Ася Анатольевна без таблеток и слез вспоминать не может. Оперативники нагрянули к ней около 11 ночи. На глазах четырехлетнего сына проходил никем не санкционированный обыск. «Скажите, что ищете, я сама отдам», — просила Литвинова. Под крики ребенка в полночь маму увезли в отделение полиции.
— Там продержали четыре часа. Допрос вела следователь Масич, — вспоминает педагог. — Перед ней лежал сотовый телефон, на который приходили эсэмэски, — говорит Ася. — «В камеру ее!», — приказывал начальник следствия Стрыгин. И я все это читала. Расчет был, видимо, на то, чтобы запугать, заставить оговорить себя…
Литвинову к утру отпустили домой под «подписку» о невыезде, а диабетчика Кравченко взяли под стражу. И это было не самоуправство следователей. Арест санкционировали прокуратура и суд?! Более того, сразу после ареста профессора прокурору Новороссийска Александру Казимирову на личном приеме передали жалобу с подробным рассказом о заказном характере возбужденного уголовного дела. Ответ за подписью его заместителя Геннадия Смоляного был таков: «все законно»…
Дом N 24 по улице Челюскинцев расположен практически в центре города. Но 10-этажный дом не имеет пожарных проездов и подъездов, поэтому в случае ЧП его жильцам, похоже, придется спасаться самим. Стройнадзором также выявлено: не обеспечена сейсмостойкость здания, толщина цокольного этажа в два раза меньше, чем предусмотрено проектной документацией, нарушены требования к укладке плит перекрытия и т.д. и т.п. Владелец строительной фирмы Валерий Тугарев стоит на своем: он ничего не нарушил, а профессор якобы затеял с ним тяжбу исключительно с целью вымогательства…
Валерий Тугарев доволен, он все утряс, квартиры в доме почти раскуплены… Он потирает руки и намекает журналисту отойти в сторонку, не вмешиваться в это дело… По улице Пархоменко, 24 у него новое строительство. И то же незаконное…
После вмешательства «РГ» в новороссийские чудеса попытался прозреть прокурор Новороссийска Казимиров. Он пришел к выводу, что уголовное дело в отношении преподавателей было «возбужденно преждевременно». Хотя к этому времени уже состоялось решение Ленинского районного суда, отменившего постановление о возбуждении уголовного дела как «незаконное и безосновательное».
Такая же позиция после изучения документов и у руководства кубанской прокуратуры и полиции.
— Обвинение по делу предъявлено безосновательно, мера пресечения в виде содержания под стражей Кравченко и мера пресечения в виде подписки о невыезде в отношении Литвиновой избраны необоснованно, — сообщил заместитель прокурора Краснодарского края Валерий Рябоконев.
А начальник ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю Дмитрий Демин сообщил «РГ», что по факту ненадлежащего расследования уголовного дела проведена служебная проверка, по результатам которой принято решение о привлечении виновных к строгой дисциплинарной ответственности. «В частности, рассмотрен вопрос о соответствии занимаемой должности руководства СУ Управления МВД России по г. Новороссийску». Он не исключает, что по данному факту будет возбуждено другое уголовное дело — о ложном доносе.
52-летний профессор Андрей Кравченко, доктор юридических наук, немногословен: «Я не знаю, почему меня арестовали и почему освободили». Новороссийские чудеса его, кажется, надломили. По крайней мере, отойти от них ему нелегко. Впрочем, как любит повторять мой старый знакомый Панас Тарасович, чудес не бывает, ищи их причину. И тут на глаза мне попался документ. Помимо Валерия Тугарева учредителями ООО «Притяжение» является Мария Георгиевна Яцына — пенсионерка (мама бывшего сотрудника ГАИ) и Раиса Ивановна Леденева — так же близкая родственница сотрудника следственных органов, генерала… Может быть, они и выступают в роли «чудотворцев» этой истории?

Текст: Татьяна Павловская

«Российская газета» — Федеральный выпуск №6694 (123)

Comments are closed.