«ДОМ ОПЕРЫ» СТАНЕТ ДОМОМ ПРИЕМОВ?

0
370

Выгоревшее изнутри здание на улице Энгельса, 59, планировалось пустить под снос. Но, заглянув под виниловую «вагонку», новый собственник обнаружил кафельный кирпич, архитектуру в стиле модерн и вековую историю. Такую редкость захотелось сохранить для города.
Весь квартал в пределах улиц Цедрика-Энгельса-Толстого подлежит реконструкции, тендер на эту работу выиграла компания «Кубаньжилстрой». Проект очень сложный, большая социальная нагрузка по отселению людей из старого фонда. Старое двухэтажное здание в «убитом» состоянии было выкуплено у хозяина, оставалось снять памятник истории с учета и на его месте построить что-то новое.
— Но мы решили это здание оставить, — говорит генеральный директор «КЖС» Сергей Канаев. — О том, какие люди в нем жили, нам рассказала консультант в области объектов культурного наследия Галина Ивановна Сурмак, за что мы ей благодарны. Возведенное еще до Первой мировой войны здание выдержано в стиле модерн — таких остались единицы. В Москве есть особняк Рябушинской, дом Саввы Морозова, а в Новороссийске что? В городе, который трижды превращался в руины, и так сохранилось очень мало «вещественных доказательств» большой истории. Теперь этот дом принадлежит нашей компании, мы ответственны за его судьбу, и по-человечески жаль пускать его под снос. Тем более, что в жилом квартале «Капитал», который проектируется в стиле модерн, это строение буржуазной эпохи смотрелось бы вполне естественно.
— Сергей Владимирович, можно ли вообще восстановить здание в первоначальном виде? Откуда в наше время кафельный кирпич?
— Специалисты пришли к заключению, что можно. Надо делать новые перекрытия, но кирпичные стены там метровой толщины. Сейчас главная задача в другом — вписать дом в проект реконструкции территории. Поскольку у компании есть свой проектный институт, мы можем себе позволить такую роскошь.
— А что будет потом в этом доме?
— Пока не знаю. Может быть, дом приемов. В Новороссийске ведь нет такого помещения. Представляете: большой стилизованный зал, хороший паркет, рояль… Можно будет достойно принимать любую иностранную делегацию.
Землемер-инженер Черноморской губернии Василий Тюменев, он же автор первого проекта стадиона «Труд», построил этот дом в начале ХХ века. Его дочь Лариса после окончания Петербургской консерватории энергично включилась в культурную жизнь Новороссийска, открыла в доме отца музыкально-хоровую студию, где учились и давали концерты, сама Лариса Васильевна исполняла оперные партии. В 1920 году приехал с Украины заниматься в музыкальной студии молодой певец Олесь Чишко, параллельно он работал артистом Красноармейского театра Новороссийского гарнизонного политпросвета, преподавателем хорового пения и сольфеджио. 25 июня 1923 года в доме Тюменева состоялась премьера первой оперы «Юдифь», написанной Олесем Чишко. До сих пор это единственная опера, рожденная в нашем городе. Позже Лариса Васильевна вышла замуж за Чишко, они уехали в Ленинград, где Олесь Семенович создал оперу «Броненосец «Потемкин», премьера которой была в 1937 году в театре оперы и балета им.Кирова.
И с тех пор над зданием с фасадом из кафельного кирпича в Новороссийске витает призрак оперы.

Текст: Ирина Писарева.