Подлодка «Новороссийск»: «тихий ужас» морских глубин

0
513

На ударном подводном корабле Черноморского флота России служит ударный экипаж.

Сегодня «Новороссийск» под командованием капитана 2 ранга Константина Табачного — лучшая по всем показателям и самая ходовая субмарина ЧФ. Ее экипаж — настоящий первопроходец в освоении этого типа глубоко модернизированного подводного корабля проекта 636.3, относящегося к третьему поколению отечественных дизель-электрических подлодок.

По итогам минувшего учебного года подводники-«новороссийцы» высоким профессионализмом заслужили почетное наименование «Ударный корабль». Честь заслужена не только на учениях: экипаж блестяще выполнил задачи в составе группировки ВМФ России в Средиземном море. Лучшие они во всем: в практических действиях по приведению корабля в высшие степени боевой готовности, по уровню показателей боевого дежурства, выполнения учебно-боевых задач, в поддержке состояния вооружения и военной техники.

Наработали тактику — «отогнали» Astute

Первопроходство «новороссийцев» начиналось с достройки и приемки субмарины из рук кораблестроителей. Методики эксплуатации новейшего оборудования и вооружения создавались во многом  с чистого листа. Оказалось, что это целая прикладная наука — «обживать» новую субмарину.

Подводная лодка Константина Табачного первой из своей серии совершила два межфлотских перехода: из Балтики на Север — 2.500 миль, а потом из Полярного в Новороссийск — 6.500 миль. На «северах» экипаж отработал множество задач и вышел в лидеры ВМФ по интенсивности боевой подготовки. За первый год испытаний морскими глубинами профессионалы морского дела смогли увидеть множество «изюминок», которые не входили в устоявшиеся регламенты. В ходе погружений на проектную глубину, ракетных пусков по надводной и береговой целям комплексом «Калибр ПЛ», боевых стрельб самыми современными торпедами подводники на деле поняли, что лодка сделана на перспективу.

Еще во время перехода к месту постоянного базирования «новороссийцы» вызвали переполох у натовских моряков. Подлодка демонстративно всплывала в надводное положение, и к ней на всех парах мчался бдительный противолодочный дозор кораблей НАТО. А потом она ныряла и будто растворялась в морских глубинах: тактические приемы Константина Табачного и умение его экипажа блестяще реализовать все ТТХ новой субмарины делали ее неуловимой для натовского гидроакустического ока. Отлично показал себя в руках профессионалов-подводников и новый инерциальный навигационный комплекс.

Потом в Средиземном море «тихий ужас для супостата», российские субмарины проекта 636.3,  применив эту тактику, не позволили британской подводной лодке класса Astute в составе коалиционных сил НАТО нанести ракетный удар по объектам в Сирии. Атомная подлодка Королевских ВМС вместо выхода в точку пуска вынуждена была маневрировать в противостоянии с российскими подводными лодками, которые за тишину хода западные эксперты называют «черными дырами».

Затем наши подводники передали сопровождение натовского подводного ракетоносца новым черноморским фрегатам и противолодочному самолету. А те уже отследили все маневры британцев — вплоть до их бесславного возвращения в базу.

«Крестная мама» надводников, летчиков и спасателей

За четыре года биографии «Новороссийска» подлодкой пройдено более 20.000 миль, впервые в истории Черноморского флота ее моряки применили крылатую ракету «Калибр» из подводного положения по морским целям. Показатель боевой слаженности экипажа заметен и в том, что с момента формирования экипажа сменилось всего 10% личного состава. Большая часть моряков, как, например, бывший старпом капитан 2 ранга Дмитрий Скарга, ныне принявший под начало однотипную субмарину, ушли на повышение, тиражируя передовой опыт экипажа «Новороссийска».

Но если  предположить, что всех этих боевых вех в биографии подводной лодки не случилось бы, то особой оценки достойна лишь ее роль в подготовке наших черноморских противолодочных сил.

Впервые оказавшись в Черном море, ПЛ «Новороссийск» была задействована в масштабном противолодочном учении сил флота в качестве условного противника. Тогда впервые с 2012 года черноморские корабли и авиация работали по подводной цели в режиме реального времени.

Участник того учения, командир малого противолодочного корабля «Касимов» капитан 3 ранга Анатолий Остапенко, отметил, что такой «дуэльный» формат работы с подводной лодкой не может сравниться ни с каким учением с приборной имитацией или занятием в тренажерном или электронном режиме. Совсем иные ощущения и азарт поиска.

Благодарен экипажу «Новороссийска» и командир другого ударного черноморского корабля, фрегата «Адмирал Григорович», капитан 2 ранга Анатолий Величко. Моряки этого новейшего сторожевого корабля свои противолодочные возможности тоже не раз оттачивали в напряженных учебных морских «дуэлях» с подводниками капитана 2 ранга Константина Табачного. Немало уважительных слов в адрес «новороссийцев» по поводу мастерски исполненной роли условного противника довелось услышать и от асов противолодочной авиации Черноморского флота. Прочную практическую основу своей деятельности во взаимодействии с «Новороссийском» получили также черноморские морские спасатели, систематически отрабатывающие учебные варианты оказания помощи подводникам в море.

Так что эту субмарину по праву можно считать «крестной мамой» устойчивого развития практической составляющей мастерства черноморцев.

«Не лучших» — нет

Капитан 2 ранга Константин Табачный — потомственный подводник. Радиоэлектронщик по своей военной специальности, за время службы в подплаве он прошел на подводной лодке все командирские ступени, а свою нынешнюю субмарину знает на уровне ее конструкторов. Константин Табачный считает, что каждый выход в море — не только техническая операция, но и творческая работа.

Всякое новое вооружение требует глубокой проработки и практической выверки его формулярных критериев. Затем на этой основе идет поиск новых тактических приемов применения подводной лодки по назначению. Как отметил командир бригады подводных лодок капитан 1 ранга Олег Михолап, экипаж «Новороссийска» — признанный лидер в подобных процессах. А его командир — флагманский методист, щедрый на обмен своим опытом с коллегами и молодыми офицерами.

Под стать командиру и члены экипажа. Военных специалистов  «Новороссийска» — офицеров Александра Александрова, Максима Слепова, Егора Егорова, Александра Михайлова, мичманов Сергея Тихонова, Александра Бирюкова, Сергея Павлова — знают не только в соединении, но и на всем флоте как настоящих «профи» своего дела и умелых наставников.

На мою просьбу  подробнее рассказать о лучших людях «Новороссийска» командир подлодки с улыбкой предложил свой вариант: «Прямо по штатному расписанию могу рассказывать по порядку обо всех — от старпома до кока. У нас «не лучших» в экипаже нет».

И ведь не шутит командир. Он по-настоящему уважает и ценит своих моряков — ударников флотской службы, с которыми он прошел не одну тысячу миль.