Новороссийский морской торговый порт. С Днем рождения!

0
691

Поздравляем всех работников торгового порта с праздником!

Историческая справка


Новороссийск, расположенный на берегу незамерзающей и удобной для судоходства Цемесской бухты, со дня основания, 12 сентября 1838 года, определился как город-порт. Уже 30 июня 1845 года «…Государь Император Высочайше повелеть соизволил: Открыть в Новороссийске на северо-восточном берегу Черного моря порт для приема приходящих из-за границы судов Российских и иностранных…»

Морская торговля стала основной в деятельности города. В 1846 году Новороссийск посетили 102 российских судна и 17 иностранных. В те годы порт экспортировал рожь, пшеницу, мед, рыбу, табак, сахар. Молодой город рос и завоевывал международный авторитет. Но порт не играл еще большой роли в торговой жизни России. Оторванность от богатого Кубанского края и центральных губерний мешала его быстрому росту. В 1887 году общий грузооборот составлял лишь 7,5 тыс. пудов; в порту не было никаких сооружений, кроме деревянной пристани общества «Русский стандарт».

Резкий поворот в истории Новороссийска начинается с 1888 года, с окончанием постройки железнодорожной линии Новороссийск-Тихорецкая. Акционерное общество Владикавказкой железной дороги взяло строительство порта в свои руки, планируя завершить его к открытию железной дороги.

Еще в 1881 году инженер путей сообщения Лисовский по поручению общества предложил проект Новороссийского порта пропускной способностью 40 млн. пудов. Но после изменений, внесенных Министерством путей сообщения, проект стал невыгоден. Второй проект, представленный в 1885 году, тоже претерпел изменения.

Общество Владикавказкой железной дороги, заинтересованное в скорейшей постройке порта, добилось разрешения на сооружение в порту пяти деревянных пристаней. Они распологались перпендикулярно к берегу и представляли двойную линию причала. Ширина пристаней составляла 21 метр, расстояние между ними — около 150 метров, что давало возможность одновременно грузиться четырем параходам, по два у каждой линии причала. Для подачи грузов на пристанях были уложены рельсовые пути со стрелками, что допускало маневрирование поездов и сортировку вагонов в пределах самой пристани. Одна из них имела два яруса. В нижнем ярусе вагоны разгружались вручну ю, в верхнем — двигались поезда из особых вагонеток, разгрузка которых производилась механически, через особые люки по трубам прямо в трюм судна.

Зерно составляло главный предмет экспорта Новороссийского порта. В город шли зерновые грузы с Дона, Поволжъя, Ставрополя и Кубани. Порт, ставший центром хлебной торговли России, оказался уже не в состоянии справиться с мощным грузовым потоком. Поэтому в порту были построены каменные, деревянные и металлические амбары, в 1894 году сооружен по американскому плану элеватор емкостью 3 млн. пудов (45 тыс. т), не имеющий себе равного не только в России, но и в Европе. Разгрузочно-погрузочные работы, приемка, очистка зерна были механизированы. От элеватора к пристани была проложена магистральная галерея с транспортерами.

К востоку от пристаней Владикавказкой железной дороги находилась пристань нефтепромышленного общества «Русский стандарт», служившая специально для отправки нефти. Она была оборудована чугунным нефтепроводом, имела длину 150 метров и ширину 8,5 метра. С 1894 года, с развитием нефтяной промышленности в районе Грозного, экспорт нефти возрастает. Для хранения нефтяных грузов обществом Владикавказской железной дороги сооружаются 23 усовершенствованных резервуара и 3 нефтепровода для налива нефти на пароходы. Седьмая пристань, длиной 234 метра и шириной 17 метров, принадлежала русскому обществу пароходства и торговли и обслуживала его пассажирские и грузовые пароходы.

На восточной стороне порта, под защитой Восточного мола была построена набережная протяженностью 844 метра. Отсюда производилась отправка цемента.

Каботажный мол, сооруженный на западной стороне порта, имел длину 246 метров. Служил для причала небольших пассажирских пароходов, совершавших рейсы в ближайшие порты, обслуживал парусные суда.

Таким образом, Новороссийский порт, построенный и оборудованный акционерным обществом Владикавказской железной дороги, на рубеже XIX-XX вв. стал крупным торговым центром Северного Кавказа.