Любопытные натовцы: что искал альянс возле новороссийского тральщика в Сирии

0
301

Первый дальний поход

 Чтобы испытать это щемяще-восторженное чувство возвращения к родному причалу, морякам морского тральщика «Валентин Пикуль» под командованием капитан-лейтенанта Александра Чупрова довелось отмерить корабельным лагом 6015 миль. За 100 суток экипаж отработал около сотни учебных и боевых задач, совершив дальний морской поход на боевую службу в район Средиземноморья. В новейшей истории Новороссийской военно-морской базы это был первый поход ее боевого корабля в дальнюю морскую зону, который в общей сложности продолжался почти четыре месяца.

Как и положено, в обновленной военной гавани Новороссийска мореходов встречали по доброму военно-морскому обычаю – с оркестром, жареным поросенком и благодарственными словами командования. За праздничным антуражем просматривались и напряженность морской службы в дальней зоне, и долгая разлука с родным домом. Даже по тральщику было видно, что и ему досталось: местами стальные «скулы» корабля заметно вмялись волнами между шпангоутов.

 

Сирийский конвой

 В Сирии идет война. Львиная доля грузов в зону боевых действий доставляется морем. «Валентин Пикуль» стал для наших судов на этом маршруте и охраной, и противоминным дозором. На первый взгляд, никакой особой динамики в этих проводках не было. Ставится, как правило, контактный трал, и не спеша, со скоростью всего-то восемь-десять узлов, тральщик тянет его за собой, словно бороздой проходя милю за милей, вспахивая морскую пучину. Правда, при этом столбик термометра в корабельных отсеках на целый день задерживался у цифры 40, а минная палуба и оборудование на ней раскалялись до 70 градусов.

 Принцип «делай, как я» командира БЧ 2–3 старшего лейтенанта Ильи Вдовиченко и инженера старшего лейтенанта Романа Золкина выстраивал четкий ритм работы минеров. А свои охранные возможности экипаж тральщика не раз демонстрировал в ходе корабельных учений с боевой стрельбой по надводным и воздушным целям, где снайперский тон задавал старшина команды артиллеристов Виталий Мазнов. В формате боевой службы несли дозорные вахты моряки прикомандированных на время похода противодиверсионной группы мичмана Михаила Шелухина и отделения морских пехотинцев старшего сержанта Евгения Канаховского.

 – В проливах было тесновато, но наша штурманская боевая часть и ходовая вахта действовали с такой выверенностью, словно ходили здесь десятки раз, – рассказывает командир корабля капитан-лейтенант Александр Чупров.

Любопытные натовцы

 Конечно же, не обошлось в дальнем походе без любознательности натовских партнеров. Вахтенный журнал зафиксировал и облеты тральщика самолетами альянса, и сопровождение его кораблями. У экипажа появлялась возможность потренироваться на реальных целях. Впрочем, до нарушения международных правовых норм дело не доходило. Андреевский флаг в Средиземноморье нынче уважают.

В разгар боевой службы на корабле сменилась почти половина матросов срочной службы. Поначалу им не просто пришлось привыкать к «живой» палубе малого корабля и масштабу матросского «должен» в книжке «боевой номер». Но сплоченность пикульцев сказалась и здесь. За две недели все новобранцы сдали зачеты на допуск к несению вахты. Что и было отмечено при торжественном посвящении их в военные моряки плафоном средиземноморской воды. Вспоминая нелегкие вахты дальнего похода, матрос весеннего призыва акустик Игорь Иванов заметил, что именно чувство единения экипажа стало для него определяющим в решении продолжить службу по контракту.

 «Корабль и экипаж для выполнения дальнейших задач готовы» – в этих словах доклада капитан-лейтенанта Чупрова при возвращении на родную базу не было и капли бравады, скорее показатель закала духовной прочности моряков, с одной стороны, честно исполнивших свое предназначение, а с другой – проявивших каждый на своем месте пусть скромную, но настоящую боевую доблесть российского моряка.