Льготы для «бессовестных»

0
557

За что водители маршруток так не любят пенсионеров?  

Недавно мы рассказали об из ряда вон выходящем происшествии, когда пожилую женщину, ветерана Великой Отечественной войны, имеющую право на льготный проезд, высадили из маршрутки. Отклики на публикацию на заставили себя ждать. Оказалось, что это совсем не единичный случай.

Решившись приобрести проездной на все виды транспорта, спросила у киоскера:

– А на маршрутку тоже распространяется?

Уточнить такую деталь посчитала совсем не лишним, поскольку не раз наблюдала недружественные разборки водителей с пожилыми пассажирами. Ездить со скандалом не хотелось. Но киоскерша, словно прочитав мои мысли, поспешила успокоить:

– Если водитель заартачится, припугните его, мол, напишу куда надо. Они сразу как шелковые становятся. 

…И вот моя первая незабываемая поездка в маршрутке по проездному. Голосую на остановке. Тормозит «двадцатка». Изо всех сил тяну тугую  ручку входной двери. Споткнувшись о крутую ступеньку, плюхаюсь на  скрипучее с обшарпанной обивкой кресло. Достаю из сумочки проездной и протягиваю его водителю. Тот вдруг по тормозам. И посмотрел с такой укоризной, что я сразу заподозрила киоскершу, всучившую мне какую-то липу, не иначе

– Что-то не так? – растеряно произнесла я. – Понимаете, я первый раз по такому проездному еду…

В этот момент мысленно даю себе зарок: «Да чтобы еще когда с этими маршрутками связалась!» Вместо объяснений «джигит» за рулем, метавший взглядом громы и молнии, стал меня совестить:

– А ты докажи, что это не дяди Васи проездной. Пенсионное у тебя есть?

Предъявляю пенсионное.

– А почему здесь фотографии нет? Может, ты документ у бабушки украла! – продолжается ор на весь салон.

Пришлось показывать паспорт, ветеранское и даже служебное удостоверение.   

– Бьют не по паспорту, бьют по роже, – в итоге, возвращая документы, произнес недовольный маршрутчик. И, похоже, в отместку провез меня два квартала от моей остановки.

На обратном пути, памятуя данное себе слово, с маршрутками не связывалась, а отправилась на автобусную остановку. И тут опять началось! Водитель автобуса 28-го маршрута, глянув через плечо на мой проездной, брезгливо поморщился:

– Без пенсионного недействителен.

– Пожалуйста, – с готовностью достаю документ из сумочки.

– Что ты мне суешь? Ездят тут всякие. Проездной есть, а совести нет. Халявщики! – выпустив таким образом пар, водитель в сердцах резко дернул ручку стартера. И автобус неуклюже запрыгал, виляя по разбитому асфальту и утрамбованным в него люкам.

По дороге за несколько коротких минут разговорилась с попутчицей:

– Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним, – посоветовала женщина. – Я раньше тоже спорила с шоферами: имею или не имею право. Но водитель однажды объяснил: «Мне нужно деньги зарабатывать, чтобы машину содержать, бензин покупать. А за льготников никакой компенсации. Выходит, что вожу вас за свой счет. А я вам не Абрамович». Мне его жалко стало, что заплатила половину стоимости билета, чтобы и ему – выгода, и мне не убыток. Так и с другими поступаю, конечно, если успеваю заскочить в машину, ведь водители только приметят нас, пенсионеров, норовят хлопнуть дверью, а то и мимо проехать.       

Соглашаюсь: хоть и не самое лучшее решение проблемы, но все-таки возможность сберечь нервы и избежать конфуза.

Вот так уже два месяца езжу по проездному – спокойно на трамваях и троллейбусах, с приключениями – на маршрутках и автобусах. Назревающие конфликтные ситуации стараюсь сглаживать добрым словом. Иногда помогает.

Лишь однажды водитель 65-го микроавтобуса не хлопнул дверью перед моим носом и, что поразительно, даже подождал, пока добегу. А в ответ на извинения за то, что невыгодный пассажир оказался, парень улыбнулся:

– Почему невыгодный? Просто бесплатный. Для меня все пассажиры равны.

Вроде ничего особенного не сказал. Но после постоянных перепалок с «шефами» такая ошеломляющая вежливость показалась чем-то из ряда вон выходящим. Просто нормальный человек оказался: резко не тормозит, пешеходов на перекрестках пропускает, пассажирам улыбается. И совсем странно: на проездной не смотрит возбужденным глазом быка, раздраженного красной тряпочкой. А ведь так и должно быть. Только почему-то сплошь и рядом бывает совсем иначе.   

ИСТОРИИ СО ВСЕГО КРАЯ

…в Новороссийске.

Когда пенсионерка Инна Ивановна Родина показала водителю маршрутки № 8 проездной билет, того словно взорвало:

– Меня уже тошнит от льготников! – заорал он.

Инна Ивановна попыталась воздействовать на несознательного товарища словом, стала увещевать, дескать, пенсионеры имеют законное право на льготный проезд. Бесполезно, у шофера на этот счет уже сложилось свое, единственно правильное мнение:

– На государство работала, вот пусть государство тебя и возит, а я никому ничего не должен.

Вмешался в разговор военный из Севастополя:

– У нас маршрутка больше двух льготников не провозит, – поддержал он водителя.  

Заступиться за 75-летнюю женщину оказалось некому. Платный пассажир бесплатного не разумеет. Водитель настаивал: «Деньги давай». Не добившись своего, сфотографировал документы. Пенсионное вернул, а проездной оставил у себя. Можно представить, с каким настроением женщина вышла из маршрутки.

Через десять дней случай вновь свел ее с самоуправным водителем. Инна Ивановна подошла к нему, чтобы выяснить, на каком основании забрал проездной. 

– На проездном написано «автобус», а маршрутка – не автобус, значит документ фальшивый, – рассудил маршрутчик.

На этот раз Инна Ивановна знала, как правильно поступать: записала номер машины, сообщила о случившемся в городское управление транспорта и связи. Там разберутся.

Заметим, в Новороссийске не все «маршрутчики» хамы. Инна Ивановна ставит в пример маршрутку индивидуального предпринимателя Корокозова: в его машине льготники всегда ездят без проблем и обид.

… в Лабинске.

На хамство и неадекватное поведение водителей общественного транспорта в нашу редакцию пожаловалась ветеран труда Дина Халуева:

– Беда с маршрутками. Особенно с теми, что ходят по маршруту № 11. Водители никогда не останавливаются, если видят пожилых людей. Я сама таким проездным не пользуюсь – из двух зол выбираю меньшее,  предпочитаю на остановках постоять, наблюдая как мимо проезжают полупустые маршрутки. И еще у нас водители не принимают за проезд мелочь, хамят, не вывешивают в кабинах табличек со своими данными. Разве это не нарушения?

Кто виноват и что делать?

Попробуем разобраться в причинах порождающих конфликтные ситуации в маршрутках. Корень зла, судя по высказываниям водителей, – деньги. Якобы из выделяемых государством дотаций выгодно провозить в одном направлении только одного льготника. А их, как правило, куда больше. Государству, конечно, стоило бы учесть интересы перевозчиков и не ставить пенсионеров в положение «зайцев». Они ведь заслужили свое право на льготный проезд и тем более на уважительное обращение.

Но обижаться на государство водители микроавтобусов вряд ли могут. Билеты они за редким исключением не продают, кассовые аппараты не устанавливают, пассажиров берут – сколько в салон влезет. О техническом состоянии машин говорить не хочется. Разве государство не закрывает на все это глаза? А если бы открыло, наверное, вернуло бы на большую дорогу вместительные экспрессы, в которых двери были бы нараспашку для всех.            

Комментарий

Геворг Енгиборян, начальник отдела контроля департамента транспорта и организации дорожного движения Краснодара:

– У любого водителя маршрутного такси в салоне обязательно должна быть распечатана информация о перевозчике, контролирующей организации и самом водителе, а также правилах перевозки. Если водитель отказывается называть свои данные, то в Краснодаре можно обратиться по телефону горячей линии: 8 (861) 945-01-01. Мы часто получаем не только звонки, но и СМС или ММС. Реагируем в течение двух часов. Наши сотрудники рассматривают каждое письмо в обязательном порядке.

Куда обращаться?

Единая диспетчерская служба пассажирских перевозок: 050.

Департамент транспорта Краснодарского края: 8 (861) 268-47-57.

Департамент транспорта и организации дорожного движения Краснодара:

8 (861) 945-01-01.

Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (отдел защиты прав потребителей): 8 (861) 267-34-91, 267-34-93.

Добрые советы от редакции «КН»

В случае возникновения нештатной ситуации:

– запишите госномер автомобиля;

– запишите номер маршрута;

– зафиксируйте время происшествия;

– запишите, по возможности, фамилию и имя водителя;

– сообщите об инциденте в «Единую диспетчерскую службу пассажирских перевозок», городское управление транспорта и связи.

Людмила РЕШЕТНЯК «Кубанские Новости»