Качаем ноги или сидим дома. Программа по замене лифтов в Краснодаре опять провалилась

0
271

[ad_1]

Людям приходится сидеть дома

Горожане опять жалуются на срыв программы по замене лифтов в домах, а сама история уже стала поводом для создания мемов.

Местные жители несколько раз поднимали проблему, обращая внимание на то, что по несколько месяцев живут без лифтов. Сложнее всего приходится родителям с маленькими детьми — женщины часто сами спускают вниз, а потом поднимают обратно на свой пятый, десятый или выше этаж коляску и ребенка.

Но еще труднее пенсионерам: они остались без единственной возможности побывать на улице.

Резонансный случай произошел летом 2018 года, когда на улице Яна Полуяна от сердечного приступа скончалась 56-летняя женщина. Она страдала сердечно-сосудистыми заболеваниями и гипертонией. На улицу ее выгоняла необходимость похода в магазины и поликлинику. После очередного подъема на этаж сердце женщины не выдержало.

На данный момент около тысячи человек уже несколько месяцев живут без лифтов. Пенсионеры лишний раз не выходят из своих квартир, а родители как-то пытаются решить вопрос со стоянкой для колясок, чтобы не поднимать их по лестницам.

Во всем виноват подрядчик

Замена лифтов — трудоемкая и самая дорогостоящая процедура в капитальном ремонте дома, говорил мэр. Мало того что оборудование необходимо установить, его еще нужно проверить. Испытания проводит не только подрядная организация, но и надзорные органы в лице Ростехнадзора.

Жильцы многих домов жаловались, что лифты привезли и даже установили, пусть и с задержкой, но вот запустить их до сих пор не получилось. Люди утверждают, что документы кочуют из одной организации в другую и ничего не происходит.

Администрация города отчитывалась, что в 2019 году лифты заменят в 119 домах. На 20 августа в 44 домах установка оборудования завершена, шла проверка, но когда она закончится, в мэрии не уточнили. Что касается остальных 63 домов, то в них ремонт продолжается, сколько он еще будет идти — неизвестно. Хотя в мэрии обещали, что постараются наладить процесс, чтобы все работы закончить сначала к августу, потом к сентябрю.

«На финальной стадии работ возникли задержки на стороне подрядчика, который выполняет замену лифтового оборудования. Все лифты должны были ввести в эксплуатацию еще до 1 июля, но не успели. За каждый день просрочки договора субподрядчикам выставлены штрафные санкции, которые ежедневно умножаются. Понимаем, что от этого жителям многоэтажек не становится легче. Но администрация будет добиваться максимальных санкций и наказания для таких предприятий», — отчиталось правительство.

Санкции, по предварительным данным, наложенные на подрядчика — Щербинский лифтостроительный завод, достигли девяти миллионов рублей, и они продолжают расти вместе со временем просрочки сдачи оборудования.

Давайте построим свой завод

Глава Краснодара Евгений Первышов зимой текущего года на инвестиционном форуме в Сочи предложил построить свой собственный лифтовый завод, чтобы не зависеть от подрядных организаций, которые находятся в другом регионе. Согласно проекту, предприятие должно производить, собирать, устанавливать и обслуживать оборудование. Сумма инвестиций — 150 млн рублей, на строительство требуется два года.

Мэр обосновывал потребность в заводе высокими темпами строительства многоэтажного жилья. В год, по расчетам главы города, требуется порядка 400–500 лифтов. Первышов оговорился, что сюда не входит количество оборудования, которое необходимо менять.

Участок для строительства предприятия уже сформирован, но пока неизвестно, взялся кто-то за реализацию проекта или нет.

Обещанного три года ждут

Еще в 2017 году Евгений Первышов анонсировал масштабную замену лифтов в многоэтажках города. За три года (именно на такой срок рассчитана программа, которая финансируется из Фонда капитального ремонта) планировали заменить порядка 500 лифтов, то есть примерно 160 в год.

Однако программа дала сбой. В 2017 и 2018 годах планы оказались сорваны. Мэрия обвинила в этом подрядную организацию — Карачаровский механический завод. Договор с компаний после двух лет сотрудничества администрация города расторгла, а в начале года нашли другую подрядную организацию — Щербинский лифтостроительный завод, который должен был провести обновление до начала осени.

В этом году планировалось, что компания выполнит план и подтянет хвосты прошлых лет. Всего к замене приготовили 363 лифта. Евгений Первышов в начале года был настроен оптимистично: по его словам, в городе наметилась отличная динамика по обновлению подъемных механизмов. Однако новый подрядчик также сорвал все установленные сроки.

«Такими темпами, как сейчас, лифты в городе не обновлялись. Хотя потребность — огромная. Если раньше, например с 2014 по 2016 годы, в городе меняли в среднем около десяти лифтов в год, то начиная с 2017 года — порядка 160 ежегодно. Все это стало возможно благодаря работе программы капитального ремонта многоквартирных домов. И конечно, самим жильцам, которые оплачивают взносы в фонд. Именно такие темпы замены уже выработавшего свой срок оборудования нам необходимо сохранять», — сказал тогда Евгений Первышов.

Он также отмечал, что нужно наладить связь между подрядными организациями, которые занимаются заменой оборудования. Карачаровский механический завод не справился, с ним расторгли контракт, но он все-таки закончил дело. Директор департамента городского хозяйства и ТЭК Владислав Белый также в начале города говорил, что все 123 лифта, которые планировали поменять в 54 домах в 2017 году, заменили, про 2018-й он тогда не отчитался.

Порочная система

Депутат Заксобрания Краснодарского края от партии КПРФ, заместитель председателя комитета по вопросам строительства и ЖКХ Иван Жилищиков рассказал «ФедералПресс», что программа по замене лифтов в Краснодаре проваливается уже не первый год. Это приводит к крайне негативным последствиям. В том числе и к социальной напряженности.

«Проблема из года в год одна и та же. Лифты есть, не хватает бригад, которые могут их устанавливать. Кроме того, лифт — объект повышенной опасности, его принимает Ростехнадзор. Сама по себе система порочна, когда берется посредник, потом передает дело монтажникам, снимая с себя ответственность. Это один из минусов существующей системы закупок», — пояснил депутат.

Жилищиков добавил, что в этом году в торгах участвовала и победила подрядная организация, которая выиграла тендер в прошлом году и не выполнила работы. Странным образом она не была занесена в список недобросовестных организаций.

«Фонд капремонта провалил реализацию поручений губернатора, резолюции и постановления законодательного собрания Краснодарского края. Решать проблему нужно в комплексе. Принимать и организационные решения. Достаточно сказать, что в договорах, по которым сейчас эти лифты устанавливаются, не была предусмотрена ответственность. Это вопиющий случай. Министерство ТЭК и ЖКХ разобралось в этой ситуации, и документы привели в соответствие. То, что не исполнили в 2019 году, будет предметом тщательного разбирательства», — добавил парламентарий.

За проведение капремонта, в том числе и замену лифтов, отвечает Фонд капремонта, поскольку он финансирует работы, утверждает юрист компании «ЖКХ Контроль» Бахрамджан Арбобов. Если срываются установленные сроки, то необходимо жаловаться в правительство региона, поскольку оно является учредителем Фонда, или прокуратуру — для проверки и побуждения к активным действиям.

«Сама процедура проведения капремонта довольно сложная. Многое зависит от собственников. Как быстро проведут общее собрание, подпишут необходимые акты и так далее. Важную роль также играют надзорные органы, которые принимают оборудование, УК. Организационные моменты требуют больше времени, чем сами работы по монтажу лифтов», — пояснил эксперт.

У региональных программ есть определенные сроки проведения монтажных работ. Если они срываются, то помимо Фонда капремонта ответственность должна нести и подрядная организация. Вплоть до внесения в список недобросовестных организаций, что для некоторых является критическим моментом.

Программу по замене лифтов юрист назвал весьма затратной, поскольку оборудование стоит очень дорого, а деньги требуются сразу.

В Краснодаре, рассказал Жилищиков, есть случаи, когда по документам лифт собран, установлен и сдан в эксплуатацию, а по факту он лежит в разобранном виде около дома. В каждом таком случае предстоит разобраться.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова
[ad_2]
Источник