1 апреля 2017 года троллейбусу Новороссийска исполнится вот уже 48 лет

0
383

С 1934 по 1969 год, немногим более 35 лет, в нашем городе работал трамвай. Затем ему на смену пришёл троллейбус, который возит новороссийцев из дома на работу, в гости, по различным делам.

1 апреля 2017 года троллейбусу Новороссийска исполнится вот уже 48 лет.

Подготовка к строительству первой троллейбусной линии в Новороссийске началась ещё в 1957 году, но из-за нехватки средств и материалов темп работ изначально был невысоким, а позже строительство вообще приостановилось. Только во второй половине 1960-х годов работы были возобновлены: в 1965 году началось сооружение депо в северной части города, на Анапском шоссе, а в августе 1968 года — монтаж контактной сети троллейбуса. К этому времени, смонтированная ещё в 1959 году троллейбусная подвеска перестала отвечать изменившимся строительным нормам, и большую часть контактной сети пришлось навешивать заново.
Пробный пуск первой линии новороссийского троллейбуса состоялся 14 марта 1969 года. Регулярное движение по маршруту №1 от Питомника до парка имени Фрунзе по Анапскому шоссе и улице Советов было открыто 1 апреля 1969 года. На маршрут вышли сверкающие свежей краской троллейбусы ЗиУ-5Д. Первые из них, как хорошие корабли, получили собственные имена: «Чайка», «Волна», «Альбатрос», «Прибой».
24 августа в Новороссийске прекратилось движение трамваев, а уже через четыре дня состоялся пробный пуск второй троллейбусной линии города, на значительном протяжении дороги, проложенной на месте снятых трамвайных путей (улицы Сакко и Ванцетти, Судостальская, Сухумское шоссе). 16 сентября открылся маршрут №2 «Парк имени Фрунзе — цементный завод «Пролетарий». Новороссийский троллейбус уже на шестой месяц своего существования смог сделать то, что так и не удалось сделать его предшественнику — соединить центральную и промышленную части города: трасса второго маршрута прошла по новым автомобильным мостам над железнодорожными путями в районе порта.

Высокий темп строительных работ удалось сохранить и в следующие два года. 21 апреля 1970 года открылась троллейбусная линия по улице Лейтенанта Шмидта и проспекту Ленина до Малой Земли, а 7 августа этого же года была продлена линия по Сухумскому шоссе (до цемзавода «Октябрь»). Через год, в августе 1971 года состоялось открытие односторонней кольцевой линии, проложенной по Анапскому шоссе, улицам Тобольской, Видова и Луначарского.
9 января 1974 года троллейбусы пошли в Мефодиевку. Этот небольшой посёлок в северо-восточной части Новороссийска лишился регулярной транспортной связи с основными городскими магистралями после закрытия трамвайного движения. И вот через 4,5 года эта связь была восстановлена, причём на качественно ином уровне — троллейбусы из Мефодиевки стали курсировать как по привычному трамвайному маршруту (с небольшими изменениями трассы), так и в центр города. В сентябре этого же года открылось ответвление от линии в сторону железнодорожного вокзала. На городские маршруты, которых к этому времени стало уже шесть, вышли первые троллейбусы ЗиУ-682.  20 июня 1976 года появился новый троллейбусный маршрут №7, следующий от парка имени Фрунзе до развилки Анапского шоссе, по дороге в сторону Анапы и Абрау-Дюрсо. 16 сентября 1978 года линия в восточной промзоне Новороссийска была продлена до кинотеатра «Южный».

В течение 1979-1981 годов был проведён поэтапный перенос троллейбусных линий в центре города, в результате которого троллейбусы встречных направлений стали двигаться по разным проезжим частям улицы Советов, отделённых друг от друга широким бульваром. До этого движение троллейбусов в обоих направлениях осуществлялось по восточной проезжей части улицы. Тогда же изменилась конфигурация троллейбусного кольца у парка имени Фрунзе.
В начале 1980-х электротранспорт появился на улицах 9-го микрорайона Новороссийска. Троллейбусы стали курсировать по улице Куникова, проспекту Дзержинского, улице Героев Десантников и Малоземельской с 19 марта 1981 года.
Новый этап интенсивного развития маршрутной сети новороссийского троллейбуса пришёлся на конец 1980-х годов.

18 июня 1987 года троллейбус вышел за городскую черту. В этот день открылась линия в Цемдолину — посёлок, примыкающий вплотную к городской территории Новороссийска.

28 марта 1988 года новая троллейбусная линия по проспекту Ленина соединила Малую Землю с Дворцом пионеров и школьников (ныне Дворец творчества). Ну, а в сентябре этого же года троллейбусные маршруты, следовавшие до кинотеатра «Южный», стали курсировать далее по Сухумскому шоссе до мыса Шесхарис.

В 14-м микрорайоне троллейбусная линия по проспекту Дзержинского была открыта 15 сентября 1995 года. На данный момент она является самой новой магистральной троллейбусной линией города.
Во второй половине 1990-х годов приоритет в развитии новороссийского электротранспорта был смещён в сторону создания новых маршрутов на базе уже существующих линий. В итоге в 1996-1999 годах были открыты 6 маршрутов троллейбусов. К 2000 году их количество стало равно 16, при этом некоторые из них стали работать только по будним дням в часы «пик» (так называемые «пиковые» маршруты). Впрочем, к 2009 году количество маршрутов снизилось до 12 — как из-за нехватки подвижного состава и обслуживающего персонала, так и из-за излишнего дублирования трасс (некоторые маршруты были сокращёнными версиями других маршрутов), а также переориентации части пассажиропотока на маршрутные такси.

Сегодня, пассажирские перевозки наземным городским электрическим транспортом осуществляются на 7 городских маршрутах 35 троллейбусов. Только за 2016 г. пассажирским наземным электрическим транспортом перевезено 8 млн. 874 человек.

Учитывая, что на территории города ежемесячно продается 6800 шт. проездных для учащихся и малообеспеченных граждан, стоит отметить, что большинство перевезенных пассажиров – это льготная категория граждан, пользующаяся различными видами льготных проездных билетов. Кроме того, в городе осуществляются перевозки низкопольными троллейбусами и автобусами,  работающими на маршрутах города для обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов в общественном транспорте. Основными пассажирами в троллейбусах являются пенсионеры, а так же учащиеся школ, студенты. Пассажирский электрический транспорт является наиболее доступным, экологически чистым и безопасным для жителей города.

В МУП «МПТН» на сегодняшний день трудятся 380 человек,  которые в своей работе неизменно стремятся улучшить и поддерживать уровень обслуживания пассажиров.