В те дни с Новороссийском была вся страна

0
774

Тридцать лет назад, 31 августа 1986 года, на выходе из Цемесской бухты произошла крупнейшая по тем временам морская катастрофа. В результате столкновения пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» и балкера «Петр Васев», которые принадлежали Черноморскому морскому пароходству, погибли 423 человека, а пароход, получивший огромную пробоину, затонул.

Среди сотен новороссийцев, принимавших участие в спасательной операции, ликвидации последствий катастрофы и оказании помощи пострадавшим, был врач Николай Коптюх, ныне житель Геленджика.
История, связанная с кораблекрушением, для него в сентябре 1986 года не закончилась.
«В 1990-х годах я стал встречаться с очевидцами и участниками тех событий, родственниками погибших и пропавших без вести, со многими из них вел переписку, участвовал в памятных мероприятиях, посвященных жертвам катастрофы», — вспоминает Николай Антонович.
По его инициативе на основе собранных фотодокументов была организована выставка при Геленджикском городском историко-краеведческом музее.
Итогом всей этой поисковой работы стала вышедшая недавно книга «Немецкий „Берлин“ — советский „Адмирал Нахимов“: хроника и тайны кораблекрушения».

Штаб


2_регистрация_чбЧерез час после гибели «Адмирала Нахимова» при горисполкоме начал свою работу городской штаб.
По тревоге были подняты советские и партийные работники, хозяйственники, армейские части, формирования гражданской обороны. Штабом была организована всяческая помощь пострадавшим.
С 1-го сентября в течение почти трех недель велись поисковые и спасательные работы. Новороссийск все это время фактически жил этой трагедией. В городе до 12 сентября был объявлен траур по жертвам катастрофы.
В этот же день, 1-го сентября, в Новороссийск прибыл член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев. Он курировал вопросы транспорта страны и был назначен председателем правительственной комиссии по расследованию причин «аварии» (так в официальных сообщениях называли катастрофу).

Спасти!


Многих пассажиров и членов экипажа парохода помогло спасти решение капитана Новороссийского морского порта Георгия Попова. Еще не зная о масштабах случившегося, он отдал приказ судам портового флота выйти в район мыса Дооб и приступить к спасательным работам.
Лишь после катастрофы выяснилось, что не только в Новороссийске, но и на всем советском побережье Черного моря не было ни одного современного универсального быстроходного специализированного судна-спасателя.
Всего удалось спасти 836 человек. Последнего, механика с «Нахимова», обнаружили с воздуха в шесть часов вечера 1-го сентября. Его, державшегося за плавающий предмет, ветром и волнами унесло далеко в море.

Поможем!


2_nah8 (1)

В адрес правительственной комиссии, администрации города и редакции городской газеты приходило в эти дни множество писем и телеграмм.
«Предлагаем помощь отряда 10 аквалангистов, имеющих многолетний опыт» (Донецк).
«Если в результате аварии остались дети-сироты, разрешите нам усыновить ребенка. Мы сами детей не имеем» (Челябинская область).
«Готовы выехать в Новороссийск для участия в спасательных работах, выполнить свой гражданский долг» (Дагестан).
«В эту тяжелую минуту с вами вся страна» (г. Ульяновск).
«Готов принять участие в спасательных работах. Жду вызова» (г. Ленинград).
«Приношу глубокие соболезнования и прошу передать соболезнования родственникам погибших» (Мэр г. Ливорно, Италия).

Архив памяти


Николаю Коптюху удалось собрать на основе личных встреч и переписки большой «Архив памяти», выдержки из которого частично опубликованы на страницах его книги.
Среди рассказов очевидцев имеются воспоминания Александры Стрельниковой, одной из самых пожилых пассажирок парохода.
«Путевку на „Нахимов“ мне дали в профсоюзном комитете. Но я очень не хотела ехать, да и что-то мне подсказывало, что лучше остаться дома. А за несколько дней до начала путешествия начали мучить кошмары сновидений. А тут еще перед самым отплытием гадалка в Одессе предсказала: „Тебя ждет дорога, много людей, какой-то большой удар, но ты не умрешь“. Да тут еще один мужчина уже на судне обратил внимание на то, что за кормой громко кричали чайки, и сказал: „А ведь чайки вьются над тонущим кораблем“.
Когда все на „Адмирале Нахимове“ почувствовали удар, то я сказала своим соседкам: „Девчата, это шторм! Нас выбросило на Малую землю“. После этого я их уже не видела».
Оказавшись в воде, Стрельникова потеряла сознание. Уже в первой городской больнице Новороссийска у нее определили ушибы, ссадины, переломы и двустороннее воспаление легких. Катастрофа потом еще долго снилась по ночам. А предсказание гадалки полностью сбылось.

До гласности еще было далеко


2_nah21986-й год остался в памяти еще одной катастрофой — Чернобыльской. До полной гласности и независимости средств массовой информации было еще далеко. Партийные органы на всех уровнях решали, что можно было сообщать читателям, а что нельзя.
Иностранные журналисты допущены в Новороссийск не были. Однако с первых дней трагедии наиболее полно и оперативно информировали обо всем своих читателей газеты «Новороссийский рабочий» и «Черноморец».
В обследовании места катастрофы принимали участие ученые ряда научных учреждений. Ими был установлен подводный телевизионный комплекс, проводилось подводное фотографирование, велась запись телевизионного изображения на видеомагнитофон. Все эти фото и видеоматериалы, пишет автор, были изъяты сотрудниками КГБ, и дальнейшая судьба их неизвестна.
Приговор

Материалы судебного следствия по делу бывших капитанов Виктора Ткаченко («Петр Васев») и Вадима Маркова («Адмирал Нахимов») составили 55 томов.
Учитывая исключительно тяжкие последствия этого преступления, суд приговорил каждого из них к 15 годам лишения свободы со взысканием с бывших капитанов по 40 тысяч рублей в счет причиненного государству ущерба.
Те из родственников погибших и пропавших без вести, кто требовал для капитанов смертной казни, остались недовольны таким приговором. Во время суда подсудимых приходилось охранять от разъяренной толпы родственников погибших.
В 1992 году согласно указам Президентов России и Украины капитаны были помилованы и освобождены из заключения.