Три дня театра прошли в Абрау-Дюрсо

0
358

Главными звездами «Дней театра в Абрау» стали актеры, широко известные провинциальному зрителю по сериалам — Анна Большова, Анатолий Кот и Павел Майков. В программу вошло три полноформатных спектакля: два от кубанских театров и один — от театра Джигарханяна, концерты Большовой и Майкова, а также встречи артистов со зрителями, больше напоминавшие пресс-конференции

В середине мая в курортном местечке Абрау-Дюрсо прошел театральный мини-фестиваль. 
Для нашего побережья, не слишком богатого на театральные события, приезд московских актеров с сольными программами и спектаклями, коллективов из Краснодара и Новороссийска стал настоящим праздником. Задумали и осуществили фестиваль команда Центра винного туризма во главе с Юлией Пархоменко и продюсер Ольга Галактионова, собравшая команду столичных артистов и дирижировавшая программой. 
Главными звездами «Дней театра в Абрау» стали актеры, широко известные провинциальному зрителю по сериалам — Анна Большова, Анатолий Кот и Павел Майков. В программу вошло три полноформатных спектакля: два от кубанских театров и один — от театра Джигарханяна, концерты Большовой и Майкова, а также встречи артистов со зрителями, больше напоминавшие пресс-конференции. Для театральных мероприятий были оборудованы помещения Конгресс-холла. Здесь появился и зрительный зал, и специальный свет, и кулисы, и гримерки, и даже буфет. А в зал были бесплатно приглашены работники бюджетной сферы Абрау-Дюрсо.
Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна привез спектакль «Кафе «Жизнь в розовом свете» в постановке француза Лео Манна, по пьесе Лионеля Гольдштейна. Это лирическая пьеса с флэшбековым сюжетом рассчитана на мастерство актеров. Анатолий Кот вместе со Станиславом Эвентовым очень органично справились с предлагаемыми обстоятельствами, несмотря на то, что их герои как минимум лет на двадцать старше артистов. 
Черный кабинет сцены; на заднике — проекция нью-йоркских высоток и кладбищенских плит. Кладбище — отправная точка повествования. Сутулый, плохо одетый Давид (Эвентов) только что похоронил жену, и вот на ее могилу приходит с цветами кто-то чужой, лощеный: Эдуард (Кот) оказывается давним близким другом умершей, о котором муж ничего не знал. И раскручивается волчок лет, отбрасывая героев к юности, когда Флоранс предпочла католику правоверного еврея, и проходят в новом свете последние пятьдесят лет. Вспыхивают угасшие страсти, доводя почти до драки, но силы уже не те; рефреном звучит «Вот двадцать лет назад я бы тебе!..» — но вновь и вновь добываются из принесенной корзинки виски и закуска, усмиряя переживания и объединяя героев, — как зонт, который захватил предусмотрительный Эдуард. Пластика, мимика, голос Станислава Эвентова точно воссоздают образ старика-еврея, потрепанного жизнью и не ожидающего ничего лучшего; герой Анатолия Кота, гладко зачесанный, в костюме, — напротив, кажется моложе своих лет. Философская притча о сути любви и близости захватила зрителей, и зал наградил актеров долгими овациями. 
Спектакль новороссийского playback-театра «Другие» открывал фестиваль. И это было достойное открытие. Playback-театр — новое международное направление театрального искусства на пересечении собственно театра и психологических практик. Возглавляющая новороссийский коллектив Нелла Чичалава — психотерапевт, ее коллеги по сцене — непрофессиональные актеры. И, тем не менее, им вместе с музыкантами удалось создать интересную импровизационную театральную ткань, в которую были вплетены и зрительские истории. Наверное, для такого типа театра нужна была другая организация зала: девушкам очень непросто было вызвать отзывы аудитории в условиях освещенной сцены и темного зала. Но у них получилось, они раскачали зрителей, которые поначалу совсем не были готовы участвовать — большинство явно пришло смотреть спектакль, а не участвовать в нем! Девушки проигрывали на сцене, пластикой и голосом, то, что предлагала публика: темы, истории, образы. Получалось интересно и даже захватывающе, а временами — очень смешно и разоблачительно: так было с историей о «любви» и суде, которую рассказала девушка из Новороссийска, и с историями о счастливом житье-бытье в Центре винного туризма Абрау-Дюрсо. Для меня осталось загадкой, как у «Других» получается такая слаженная импровизация, причем и в игре, и в музыке. Определенно, такой театральный джаз — это очень интересно, разве что рассчитано на более камерную обстановку. 

Спектакль «60 минут Чехова» от частного краснодарского «Черного театра «Dream», расположенного в СБС, был на удивление профессионально сыгран, хотя и не слишком интересно срежиссирован. Трио актеров представило несколько произведений молодого Чехова строго по тексту, хрестоматийно верно: где-то зритель сопереживал, а где-то ожидаемо смеялся. Очень органично, особенно в первой новелле, играл Николай Волобуев. В последней миниатюре, по шутке «Предложение», игра Эдуарда Юркова возвысилась до пронзительного гротеска— и в пластике, и в интонациях. Но в целом это был ровный, предсказуемый, добротный и немножко скучноватый спектакль. Замечательно подойдет для детей и учителей, для всех, кто боится, как бы классик не перевернулся в гробу. 
Два других «сценических» мероприятия фестиваля представили собой сольные концерты — Анны Большовой и Павла Майкова. Большова, звезда сериалов и телешоу, актриса Ленкома, пела военные песни, читала замечательные стихи, исполняла вокальные номера из собственных фильмов и спектаклей. Павел Майков представил интересную программу под тэгом #читаемпесни: это свежий тренд в театральном шутковании, своего рода новый жанр для капустника, известный также как «коричневый век русской поэзии». Павел читал, по-актерски пафосно и серьезно, тексты известных песен русской попсы: «Иванушек», «Виагры», «Любэ», Юрия Лозы, — и это было гомерически смешно. Избавившись от мелодического очарования, эти «стихи» оказываются абсолютно абсурдными текстами, лишенными всякого умопостигаемого смысла, настолько пустыми, что, как бездна, могут начать вглядываться в тебя. Да ты и сам вглядываешься в себя, спрашивая: я действительно мог это слушать? Кроме того, Майков также отдал дань классикам (Пушкин, Маяковский), а потом сыграл несколько собственных песен: он лидер группы «БуттерБродский». 
То, что в программе фестиваля обозначалось как «мастер-классы», было по жанру просто встречей с любимым актером, что-то вроде пресс-конференции. Актеры отвечали на вопросы о сути профессии и собственном пути, о любимых ролях и о загадках творчества, давая порой противоположные ответы: так, Анна Большова хвалила антрепризу как место встречи артистов разных театров, а Майков ругал как низкопробную халтуру. 

Интересно было на протяжении трех дней наблюдать за преображением зрительного зала: если в первый вечер «Другие» с трудом пробивались через недоверие к интерактиву, то на заключительной беседе с Майковым зал был очень активным: спрашивал, высказывал мнение, благодарил, а также ругал новороссийский антрепризный репертуар. А значит, главная миссия Дней театра в Абрау-Дюрсо выполнена: здешние жители (большинство аудитории живет не дальше Новороссийска) ощутили себя настоящими зрителями, пережили новый опыт и нашли свой путь к диалогу с театром. И хочется надеяться, что Дни театра в Абрау будут не одноразовым мероприятием, а ежегодным; и что программа фестиваля будет все более насыщенной. 

4762087_5118950.jpg 4405958_8616461.jpg