Ледокол «ожил» через полтора века

0
510

Известный новороссийский судомоделист Валентин Шикин завершил работу над созданием целой серии моделей исторических судов России.

Последним среди них стал отечественный ледокол «Пайлот».

— Это вообще первый ледокол в мире, который был построен в 1864 году Г. Бритневым на собственные деньги в Кронштадте,- говорит Валентин Силантьевич. — Изначально это была довольно смелая для своего времени идея — объединить сани с паровой машиной. Ее развитие и дало возможность создать судно, способное идти через ледяные поля. Уже тогда в конструкции первого ледокола появились характерные черты нового типа судов. «Пайлот» имел длину 37 метров, ширину — 7 метров, а его паровая машина развивала мощность 180 лошадиных сил.

— Это как-то повлияло на появление ледоколов в мире?
— Создание «Пайлота» подтолкнуло мировую индустрию судостроения: уже в следующем десятилетии ледоколы стали появляться в Германии и Швеции.

Для России по проекту вице-адмирала Степана Макарова в 1897 году в Англии был построен знаменитый ледокол «Ермак», в судьбе которого определенную роль сыграл ученый Дмитрий Менделеев. Это был первый в мире арк-тический ледокол, который эксплуатировался аж до 1964 года. В дальнейшем слава российского флота связана с такими известными ледоколами, как «Ленин», «Сибирь», «Арктика» и другими.

— Валентин Силантьевич, сложно ли было делать модель судна спустя полтора века после его постройки?
— Очень много времени ушло на то, чтобы установить, как же на самом деле выглядел «Пайлот». Чертежи судна не сохранились. Информацию пришлось собирать буквально по крупицам. Источником была даже почтовая марка с изображением первого ледокола, выпущенная в 1976 году. Удалось установить, что изображение на ней несколько отличается от того, что было на самом деле.

— Где можно увидеть эту вашу модель?
— Я ее передал в музей Клуба истории флота, который находится в здании морской школы ДОСААФ (ул. Толстого, 4 А). Там же представлены и другие модели исторических судов, созданных новороссийскими мастерами.

— Остальные ваши работы тоже там?
— Да, это серия уникальных исторических российских кораблей и судов, которые сейчас существуют только в виде моделей. Среди них — первый электроход, первая подводная лодка, первый черноморский и первый балтийский пароходы, двухпалубная боевая ладья киевских князей, первый водоход и другие модели. Я надеюсь, что вскоре все они займут место в Морском выставочном зале, идея создания которого сейчас активно продвигается в городе. У нас много чего интересного создано не только судомоделистами, но и художниками, скульпторами, писателями, краеведами и музейными работниками.

Евгений ЛАПИН.