Фамилию героя напишут на новом обелиске
Удивительную историю поведал поисковикам житель села Адербиевка Павел Косапов. Утром 20 июня 1943 года он, как обычно собирался идти в город, чтобы помогать санитарам ухаживать за ранеными в одном из госпиталей. Станица располагалась в широком горном ущелье, отделенном от ГеленджикаМаркотхским хребтом. Каждое утро Паша с десятками других жителей Адербиевской и временных переселенцев, по горным тропам пересекал хребет, а вечером возвращался обратно. Павел уже привык, что в небе над Маркотхом постоянно шли воздушные бои. Но именно бой, произошедший этим утром, запомнился ему на всю жизнь.
— Прямо над головой у него пролетел одинокий советский истребитель. Прозвучала короткая очередь бортовой пушки — еще секунду наш самолет двигался по курсу, но потом резко сорвался в штопор и камнем стал падать на землю. В это же время, над уже падающим самолетом, пронеслись два «мессера» и скрылись за хребтом Бацехур, — передает воспоминания Павла заместитель руководителя поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев.
— В 2011 году мы впервые обследовали место. В корнях дерева нам удалось обнаружить импровизированную могилу, где были сложены останки летчика, извлеченные из раскопа «металлоломщиками». Но, что касается самолета, то почти все крупные фрагменты были вывезены. Мы работали с мелкими деталями, которые легко могли поместиться в обычном ведре. Тем не менее, тип самолета Як определить нам удалось, но продвинуться дальше в своих исследованиях, не получалось, — рассказывает «Комсомолке» Евгений Порфирьев.
20 апреля 2013 года останки летчика захоронили на воинском мемориале Геленджика, правда, как безымянного. Шли годы, но летчик не давал покоя поисковикам — они хотели узнать его имя.
В феврале 2016-го во время очередной экспедиции им улыбнулась удача. Среди уже выкопанных фрагментов, сложенных на краю воронки, они сумели рассмотреть оборванную и искореженную табличку с заводским номером самолета Як-7б.
— На стандартной табличке 153-го завода НКАП СССР, был указан 1942 год выпуска самолета, его серия 28 и номер 91. В 2011 году эта информация вряд ли бы нам помогла, однако в 2016 году после обнаружения истребителя Як-7б на западных скатах горы Индюк в Туапсинском районе мы изучили новый пласт истории авиастроения начального периода войны, — продолжает заместитель руководителя поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев. — И теперь знали, что летом 1942 года комплектующие истребителей этого типа с 25-й по 28-ю серии были переданы заводу № 82, где из них собирали новые машины. Существенным образом нашу работу облегчало то, что самолетов Як-7б было собрано немного — на Кубань их поступило восемь.
На участке Новороссийск — Геленджик было потеряно лишь два истребителя Як-7б, собранных на заводе № 82 и по иронии судьбы оба самолета пилотировались летчиком 25 ИАП ВВС ЧФ младшим лейтенантомМазмилкиным. 21 мая 1943 года самолет загорелся и летчик успел выпрыгнуть на парашюте. Спустя месяц Мазмилкин отправляется на очередной задание, к сожалению, ставшее для него последним. В районе горы Плоская его атаковали «мессеры», самолет сделал переворот, вошел в штопор и разбился. Летчик погиб.
— Не оставалось никаких сомнений, что летчик, захороненный в 2013 году, и есть наш 20-летний Николай Прохорович Мазмилкин из станицы Чаща Ленинградской области, — добавляет Евгений Порфирьев.
В апреле 2016 года на воинском мемориале Геленджика состоится очередное захоронение летчиков, обнаруженных поисковиками на Кубани. На их могиле установят новую мемориальную плиту с именами павших. Среди прочих золотом в мрамор обелиска впишут имя Мазмилкина Николая Прохоровича.