Новороссийская база ВМФ получила новый спасательный буксир

0
689

Военно-морскому флоту в Новороссийске 10 июня торжественно передали спасательно-буксирное судно «Профессор Николай Муру».

В Черном море нет аналогов этому буксиру. Построенный по последнему слову техники, помогать он может и в борьбе с пожарами на судах, и в глубоководных работах.

«Спектр задач широчайший: практически все аварийно-спасательные работы, которые сейчас мыслимы, которые есть в планах и которые мы даже можем представить. Взаимодействие с гражданскими судами не является вопросом, потому что любое судно всегда придет на помощь другому, терпящему бедствие в море. Но так как основным предназначением «Профессора Муру» являются аварийно-спасательные работы, здесь даже априори это просто его работа», — отметил начальник отдела госприемки кораблей ВМФ России Геннадий Дмитриев.

На борту есть и команда водолазов, и глубоководный робот. В состав экипажа входят врачи. Оборудование медицинского отсека позволяет выполнить серьезную операцию прямо на борту. Корабль оборудован новейшей электроникой. По словам капитана, до начала осени команда выйдет на боевое дежурство.

Свое название судно получило в честь отечественного кораблестроителя Николая Муру, который всю жизнь посвятил спасательным работам на воде. Его сын и внук, тоже моряки, наблюдали за тем, как над кораблем поднимается флаг.


Справка:

Спасательное буксирное судно «Профессор Николай Муру» проекта 22870 является вторым судном, которое построено в Астраханском филиале Центра судоремонта «Звездочка». Данное судно построено для Черноморского флота России. Головным судном является «СБ-45», которое 06 августа 2014 года было введено в состав Каспийской флотилии.
Проект 22870 разработан ОАО КБ «Вымпел».
Основным предназначением судна является буксировка и снятие с мели кораблей и судов, тушение пожаров как на потерпевших аварию судах, так и береговых сооружениях, эвакуация с них людей и оказание медицинской помощи пострадавшим, подача электроэнергии и поддержание кораблей на плаву, выполнение водолазных работ на глубинах до 60 метров, а также сбор нефтепродуктов с поверхности моря, выполнение поисковых и обследовательских работ.
Основные характеристики судна проекта 22870: Водоизмещение 1200 тонн. Длина наибольшая 57 метров, ширина 14 метров, высота борта 5,4 метра, осадка 3,2 метра. Скорость хода 14 узлов. Тяга на швартовах 500 кН. Автономность 20 дней. Экипаж 26 человек. Во время проведения спасательных операций может принять на борт 60 человек.
Особенностью СБС «Профессор Николай Муру» является наличие системы динамического позиционирования, обеспечивающей удержание судна в назначенной точке моря без использования якорей. Это позволяет с большей точностью производить обследование объекта на глубине подводными аппаратами с борта судна, что особенно важно при спасательных и судоподъемных операциях.
Аварийно-спасательное буксирное судно «Профессор Николай Муру», заводской номер 6, было заложено под именем «СБ-565». Спущено на воду 20 мая 2014 года. По сообщению от 23 декабря 2014 года приступило к заводским ходовым испытаниям, которые проходят в акватории Каспийского моря.
По сообщению от 23 января 2015 года в акватории Каспийского моря успешно завершены государственные испытания судна. В настоящее время команда готовит судно к переходу в Чёрное море — в пункт постоянной дислокации в город Новороссийск, который запланирован на июнь-июль 2015 года. 10 июня в Новороссийской военно-морской базе пройдет торжественная церемония подъема Андреевского флага и приема в состав ВМФ России.
Судно названо в честь выдающегося отечественного кораблестроителя Николая Муру.
Для справки: Заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор капитан 1 ранга в отставке Николай Петрович Муру (1921 — 2004гг) — ведущий учёный страны в области судоподъёма, подводной и надводной непотопляемости кораблей и судов.
Николай Петрович родился в Орле в семье рабочего. В 1939 году окончил с «золотым» аттестатом среднюю школу, а в 1944-м первым по выпуску, с занесением на мраморную доску почёта — кораблестроительный факультет Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского.
В 1942 году он участвовал в достройке и испытаниях подводных лодок XII серии в г. Молотовске (ныне Северодвинск), а в 1943-м — в аварийно-восстановительном ремонте боевых кораблей Черноморского флота в г. Поти. За успешный ремонт повреждённого авиабомбой лидера «Харьков» и освоение метода ремонта винторулевой группы без докования путём установки кессона был награждён почётной грамотой народного комиссара ВМФ Н.Г. Кузнецова. В 1950 году Муру пришёл в училище, которое окончил, на научную и педагогическую работу. Блестяще вёл курсы статики подводных лодок и надводных кораблей, был образцом научной компетентности и требовательности. В 1956–1957 гг. Николай Петрович работал главным инженером экспедиции особого назначения (ЭОН-35) по подъёму линкора «Новороссийск», затонувшего на рейде Севастополя. Несколько десятилетий Н.П. Муру был членом бюро НТО им. А.Н. Крылова, президиума научно-технического совета Морского регистра СССР, трёх специализированных советов по присуждению учёных степеней. Был награждён четырьмя орденами и 17 медалями. Его перу принадлежит около 200 научных трудов. Среди работ такие монографии и учебники, как «Обеспечение непотопляемости корабля», «Статика корабля», «Прикладные задачи статики корабля», «Теория подводной лодки», «Непотопляемость надводного корабля», «Статика судоподъёма», «Основы непотопляемости корабля», «Незабываемые годы», «Катастрофа на внутреннем рейде». Многим из тех, кто учился во флотских вузах, известны эти труды.