Командир флагманской подлодки «Новороссийск»

0
352

Капитан 2 ранга Константин Табачный командует одной из новейших подводных лодок проекта 636.3 «Новороссийск»
Северодвинск, Оленья Губа, Полярный, Балаклава – звучные имена бастионов нашего подводного флота, а для Кости Табачного – военные городки его детства и юности. И наверное, поэтому к моменту выбора профессии он ничего романтичного не видел в чёрных корпусах субмарин, дополняющих привычный с детства морской пейзаж.
На отцовской подлодке Костя бывал не раз и к 16 годам прекрасно понимал, что служба в прочном корпусе субмарины – адский труд. Поэтому и мечтал об Одесской мореходке – торговый флот, заграничные рейсы, большие теплоходы… Но на приписной комиссии военком с золотистыми шевронами на тужурке убедительно посоветовал военно-морское училище.
А потом и старшие друзья, приехав в курсантский отпуск, расписали все прелести Военно-морского института радио­электроники имени А.С. Попова, где, по их мнению, готовят спецов самого перспективного профиля. С восхищением поведали о Петродворце, где расположено училище. И правы были – до сих пор Константин Табачный считает его самым красивым городом мира, по крайней мере из тех, что видел своими глазами.
С красным дипломом по специальности «Радиотехническое вооружение подводных лодок» лейтенант Константин Табачный получил распределение в Севастополь на новейшую подлодку проекта 877В командиром гидроакустической группы. Экипаж был молодой, и ещё больше он омолодился после раздела флота, в ходе которого предпринималась попытка захвата субмарины присягнувшими Украине моряками. Но экипаж своей сплочённостью отстоял российскую принадлежность подводного корабля.
С тех пор это качество вместе с морским профессионализмом всегда доминировало на лодке, названной впоследствии «Алроса». Говорят, командир подводной лодки в море – бог, царь и главный воинский начальник. А капитан 2 ранга Александр Романов ко всему этому был ещё и одарённым педагогом. Именно ему сегодня выражает бесконечную признательность за полезную во всех отношениях школу подводника и командира капитан 2 ранга Константин Табачный, командуя одной из новейших подводных лодок проекта 636.3 «Новороссийск».
За 11 лет на «Алросе» через две боевые службы, боевое дежурство в дальней морской зоне, десятки масштабных учений Табачный прошёл путь от командира группы до старпома, стараясь перенимать лучшие профессиональные качества командиров подводной лодки Игоря Дмитриева и Анатолия Варочкина. Специальность морского электронщика оказалась и вправду перспективной – в то время из шести субмарин бригады четыре возглавляли бывшие офицеры радиотехнической службы. Нынешние штурманы тоже больше ориентированы на электронику. Циркулем уже курс не прокладывают: расчёты, тактическое маневрирование, управление вооружением и всей инженерией лодки идут в электронном формате.
После шести лет командования подводной лодкой на Черноморском флоте в 2013 году капитан 2 ранга Константин Табачный принял первую из серии новейших дизель-электрических субмарин проекта 636.3. Полгода всем экипажем грызли науку в Обнинском учебном центре. Потом швартовые, заводские, ходовые испытания стали непростыми этапами сплочения и выучки экипажа. И на каждом шагу – элементы первопроходства. Экипажу головной лодки проекта приходилось осваивать корабль, что называется, с нуля – в море выходили с представителями завода, по сути, два экипажа с трёхсменным графиком работы.
На первом погружении командиру пришлось посвящать в подводники 48 человек из 56 членов экипажа. Оказалось, это целая прикладная наука – обживать новую субмарину. И сейчас Константин Табачный уверен: для командира лодки принятие её со стапелей – это высшие «академические курсы».
– Это как присутствие при рождении собственного ребёнка, – делится эмоциями командир «Новороссийска». – Совсем по-другому всё начинаешь воспринимать. Системы корабля чувствуешь изнутри, в деталях понимаешь механику всех устройств и воспринимаешь их как живой организм.
Северные морские полигоны показали, что технической мыслью в новую субмарину заложено великое множество тактических приёмов. В ходе погружений на проектную глубину, ракетных пусков по надводной и береговой целям комплексом «Калибр-ПЛ», торпедных стрельб командир почувствовал, что лодка сделана на перспективу. Прогресс стремителен, считает подводник, и отставание означает ослабление боевого потенциала.
Сегодня «Новороссийск» – лучшая и самая ходовая подлодка Черноморского флота. Её экипаж участвовал в испытаниях нового торпедного оружия, выполнил задачи боевой службы на пределе сроков автономности. И это не просто техническая, но и творческая работа. Всякое новое вооружение влечёт разработку и практическую выверку новых тактических приёмов. И, как отметил командир бригады подводных лодок капитан 1 ранга Магарам Адигюзелов, экипаж «Новороссийска» – признанный лидер в подобных процессах. «Это во всех отношениях наша флагманская подводная лодка. И командир у неё – флагманский!» – говорит опытный комбриг-подводник, рассказывает «Красная звезда«