На краю жилищно-коммунального коллапса

0
263

Прокурор края, на расширенном заседании доложил, о вопиющих случаях нарушения законов. Наш город, отличился не правильным и не целевым выделением земельных участков, ну и конечно вода, опять вода!

На расширенном заседании коллегии под председательством прокурора края Леонида Коржинека обсуждали состояние законности и прокурорского надзора в обеспечении городов и районов края социальной, транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктурой.

В совещании приняли участие первый вице-губернатор Джамбулат Хатуов,вице-губернатор Сергей Алтухов, заместитель председателя комитета ЗСК Светлана Хобленко, руководители краевых министерств и департаментов, контролирующих органов, главы муниципальных образований, территориальные и специализированные прокуроры.
Забегая вперед, скажу — совещание получилось знаковым. На краевом уровне достало политической воли подступиться к чрезвычайно сложному комплексу проблем, возникших вокруг систем жизнеобеспечения крупных городов Кубани.
Болезни роста
Если обозначать звучавшие на коллегии проблемы коротко, то сформулировать их с точки зрения стандартов качественной жизни нетрудно. В самом деле, сегодня просто комфортного жилья в современных городских условиях уже мало — важно, в насколько удобном районе твое жилье, есть ли в шаговой доступности детский сад, школа, поликлиника, парк… И собственного автомобиля уже недостаточно — необходимы развитые улично-дорожные сети. Более того! Понятие «качество жизни» заключает в себе чистую питьевую воду из крана, свежий воздух, купание на пляжах без риска подхватить заразу в загрязненных волнах.
Именно эти вопросы, определяющие уровень жизни населения Кубани, и стали предметом прокурорской проверки. О них говорил в своем вступительном слове Леонид Коржинек, вычленив суть:
— Органы местного самоуправления в большинстве случаев реализуют документы территориального планирования избирательно — по большей части застраивая территории многоквартирными домами, офисами, торговыми центрами. При этом строительству социальных объектов, дорог и автостоянок должного внимания не уделяется.
Не соответствуют потребностям населения края и коммунальные сети, изношенность которых составляет от 60 до 80 процентов. Решения этих проблем должны, по идее, быть прописаны в муниципальных программах комплексного развития коммунальных систем. Однако на сегодняшний день такие программы, огорошил прокурор, утверждены только в 16 районах края.
…Да, наши города за последние два десятилетия заметно разрослись — и ввысь и вширь. Высокие темпы застройки имели под собой основание. Взять хотя бы тот же Краснодар. Помню, при подготовке очередного социального репортажа в 1996 году поразила цифра: очередь нуждающихся в жилье начиналась с тех, кто зарегистрировался аж в… 1963 году, и насчитывала несколько десятков тысяч человек. Сегодня, даже при ежегодном миграционном притоке и положительной демографии, дефицита жилья-де-факто нет. Город совершил рывок. Но, как всякий неровный рост, скачок строительной отрасли оставил позади темпы развития сопутствующих систем жизнеобеспечения. Болезни роста?
Это совершенно не утешает. Более того, порождает цепочку вопросов, которые прилюдно задавал Вениамин Кондратьев, побывав в самом густо застроенном районе Краснодара — на улице Дзержинского. Почему условия соглашений о предоставлении земельных участков именно под комплексную застройку не выполняются? Куда смотрят архитекторы? Каким образом разрабатывается градостроительная документация?
Земля налево, земля направо…
Такие вопросы, судя по материалам проверки, о которой доложил первый заместитель прокурора края Игорь Бабаев, можно задавать муниципалитетам многих городов края.
— Должному развитию территорий препятствует предоставление под застройку земельных участков, не предназначенных для строительства, — сообщил Игорь Александрович. — Например, прокурором Абинского района установлено, что семьям, имеющим трех или более детей, предоставлены земельные участки согласно утвержденному администрацией перечню. Но они являются сельскохозяйственными угодьями. Граждане, внося арендную плату, в течение двух лет не имеют правовой возможности осуществить строительство.
— В ряде случаев, — продолжил докладчик, — участки, не предусмотренные для возведения объектов недвижимости и не обеспеченные сетями нормативной мощности, без процедуры торгов отчуждаются по заниженной стоимости и в пользу аффилированных лиц. Вопиющие факты неправомерного отчуждения земли уже стали основанием для возбуждения уголовных дел по материалам прокуроров в отношении глав Новокубанского, Тимашевского, Темрюкского районов и ряда должностных лиц Белореченского района, Прикубанского округа Краснодара и других.
Не во всех муниципальных образованиях обеспечено приведение местных нормативов градопроектирования в соответствие с вступившими с 1 января 2015 года изменениями градостроительного законодательства, в том числе определяющими минимально допустимый уровень обеспеченности благоустройства территории.
Это стало основанием для принятия мер реагирования прокурорами Абинского, Брюховецкого, Гулькевичского, Динского, Калининского, Крыловского, Крымского районов.
При этом практика предоставления участков без стоянок, иных элементов благоустройства получила широкое распространение. Такие нарушения выявлены прокурорами Армавира, Геленджика, Новороссийска, Западного и Центрального округов Краснодара, Северского района, крымского межрайонного прокурора.

Вода как первооснова
Поставка некачественной холодной питьевой воды, отсутствие централизованной канализации, несанкционированные врезки в ливневые отводящие каналы, аварийность глубоководных выпусков — эти беды тоже стали следствием недостаточных мер, принимаемых властями и на местах и в крае. Департамент ЖКХк контролю подходит формально, а на самой коллегии руководитель ведомства попытался увести разговор в сторону, но был строго остановлен прокурором края: «Не надо заниматься демагогией».
Прокурорами установлены случаи снабжения холодной водой с превышением показателей по цветности, мутности, сероводороду, бактериям — в Новороссийске, Анапе, Горячем Ключе, Калининском, Каневском, Mocтовском, Приморско-Axтapском, Щербиновском районах.
На ряде водозаборов Анапы, Щербиновского района вдвое превышены нормы содержания нитратов в воде.

Отсутствие системы водоотведения в значительной части Краснодара и в населенных пунктах Черноморского и Азовского побережья приводит к сбросу неочищенных сточных вод, что не позволяет их использовать в рекреационных целях и в качестве источника питьевого водоснабжения.
Нарушения закона с организацией водоотведения имеются и в Ейске, где действует аварийная сеть фекальной канализации, ее выход из строя оставит без услуг водоотведения всех жителей города и повлечет экологическую катастрофу.
Аналогичные нарушения в Сочи: обследованием очистных сооружений на 10 из 29 объектов выявлены невыполнения требований санитарно-эпидемиологическогозаконодательства.

Подход должен быть принципиальным
Разумеется, за каждым обнародованным фактом стоят причины — где-тонедофинансирование, а где-то административная нерасторопность, граничащая с халатностью, есть причины и покриминальнее… Аппарату прокуратуры предстоит проанализировать каждый отдельный случай и дать принципиальную правовую оценку.
— Однако объективности ради, — заметил Джамбулат Хатуов, — нужно учитывать и то, что генплан, ставший настольной книгой каждого города, принимается на местах, а утверждается на федеральном уровне. В Краснодаре, к примеру, принятый в 2004 году генплан был утвержден в 2012-м и за это время потерял актуальность во многих разделах. Кроме того, регионы стали заложниками такой федеральной системы, как концессия в коммунальной сфере…
Если рассматривать проблему системно, то мы вплотную подошли к необходимости реформы в строительной отрасли, которая справедливо отрегулирует интересы бизнеса и запросы общества, заключил Хатуов. И с новой ноты:
— Но любые стоны считаю неприемлемыми. И с инвестором можно договориться об обременении по возведению соцобъектов с последующим выкупом. Как правило, бизнес идет навстречу. Можно и нужно разработать 7–9 типовых проектов детсадов, единожды утвердить и поставить строительство на поток. А главное: думаю, к генплану необходим план детальной планировки, и тогда инвесторы не позволят себе лишнего.
В свою очередь, вице-губернатор Сергей Алтухов назвал сложившуюся картину в ЖКХ предколлапсовой. Он обозначил перед руководством муниципалитетов четыре основные темы для постоянного мониторинга — это выработка совместных схем для модернизации сферы ЖКХ; контроль исполнения ранее принятых программ в этой сфере в каждом населенном пункте; персональный контроль за каждой новостройкой в «своем» районе и качество работ различных компаний, привлеченных в ЖКХ.

Что дальше?
Подводя итог трехчасового «мозгового штурма», Леонид Коржинек озвучил комплексный план мероприятий, позволяющих переломить ситуацию к лучшему.
…Расходиться участники коллегии не торопились, обсуждали услышанное, обменивались мнениями. Было ощущение, что не просто для галочки собрались. Есть понимание серьезности, если не катастрофичности момента. Важно теперь, что будет дальше?
Карина МИРАКОВА.