Болтун – находка для обмана

0
517

В редакцию краевого издания позвонила женщина, представившаяся Лидией Ивановной из Новороссийска. Она рассказала свою историю случайного, по-другому не скажешь, спасения денег от мошенников.

Звонок на мобильный телефон раздался утром в субботу. Приятный голос молодой женщины сразу расположил к себе. А когда собеседница сказала о том, что является сотрудницей Пенсионного фонда и Лидии Ивановне положены доначисления, то та и вовсе растаяла.

По версии «сотрудницы», которая попросила называть себя просто Ирой (очень быстро она стала для пенсионерки Ирочкой), Лидии Ивановне полагалось от фонда перевести 20 тысяч рублей с копейками. Якобы, по результатам перерасчета, была обнаружена ошибка в отчислениях работодателя в ПФР и эти деньги зависли. Ирочка же предлагает устранить эту несправедливость.

– Она была хорошо осведомлена обо мне. Знала имя, фамилию, адрес и даже номер карты, на которую я получаю пенсию. Вернее, она сказала, мол, давайте я вам продиктую первые 4 цифры вашей карты, а вы мне скажете недостающие 12, потому что это требуется для перевода 20 тысяч. У меня и тени сомнения не возникло, потому что я уже перечисляла через интернет и банкомат деньги по номеру карты и никаких проблем не было (обратите внимание на эту фразу, мы к ней вернемся. – Прим. авт.). Вот и продиктовала полностью номер карты. Ира сказала, что перезвонит, – рассказывает пенсионерка.

Здесь была допущена первая ошибка, которая едва не привела мошенников к цели. По здравому размышлению, если «сотрудница ПФР» так хорошо владеет информацией о пенсионере, то почему у нее нет всех данных для перевода денег? Да и столь щедрые «доначисления» от родного государства – это даже звучит фантастически.

Что касается первых 4-х цифр – это часть БИНа (банковского идентификатора). Он содержит данные о платежной системе и индивидуальный код финансовой организации. Для примера, у сбербанковских карт VISA первый номер чаще всего 4276: 4 – тип системы, 276 – код банка. Следующие 2 цифры – дополнительный код, который, кстати, при определенных знаниях разыскать тоже не проблема, но мошенники даже этим не заморочились. Проще говоря, практически у всех граждан, получивших карты в одном банке, первые цифры совпадают. Индивидуальные данные клиента как раз и зашифрованы в оставшихся цифрах, которые Лидия Ивановна любезно предоставила «Ирочке».

Следующий звонок не заставил себя ждать. Вежливая «сотрудница» предупредила пенсионерку, что сейчас ей на телефон придет смс-сообщение с кодом, который надо сообщить для завершения платежа. А пока его ждут, не будет ли Лидия Ивановна добра перевернуть карту и продиктовать 3 цифры, написанные на светлой полосе. «Ирочка» была столь очаровательна, что пенсионерка уже совсем собралась раскрыть все карты, как мошенница невольно допустила ошибку, посетовав на нерадивых работодателей, которые обманывают таких милых и беззащитных женщин.

Помните о том, что Лидия Ивановна уже совершала электронные платежи? Так вот, она сама работала главным бухгалтером, сама делала пенсионные начисления и прекрасно знает, что никаких ошибок совершить не могла. Она владеет интернет-банкингом. В общем, современный человек. Поэтому она попыталась зайти в свой личный интернет-кабинет. Система выдала, что вход осуществляется с другого компьютера и под другим именем, а посему в доступе отказано.

А тут еще и из «Пенсионного фонда» перезвонили, чтобы узнать код доступа, который должен прийти Лидии Ивановне по смс на мобильный. Но тут уже пенсионерка заспорила: честь родной бухгалтерии решила отстоять и секретный код говорить отказалась. И в ответ получила от «Ирочки»: «Пошла ты на… ! День на тебя потеряла!» Конец связи.

– Я всю жизнь бухгалтером проработала. Думала, что уж меня не обманешь. И чуть не попалась. А что другим людям делать, которые в этом совершенно ничего не понимают? Это же мошенничество чистой воды. Даже когда она у меня цифры с обратной стороны спросила, я и тогда не насторожилась, хотя знаю, что это секретный код для банковских операций (код CVC2/CVV2. ) и его вообще никому говорить нельзя. Сама же всем работникам об этом твердила – и на тебе!

В этот же день пенсионерка заблокировала карту и сразу после выходных отправилась в банк, чтобы перевести деньги на другой счет. Если бы не счастливое для Лидии Ивановны стечение обстоятельств, она лишилась бы всех сбережений. Мошенники просто перевели бы ее деньги на свой счет и потом обналичили. Сделать это, имея в своем распоряжении все данные карты, секретный код и пароль для входа в личный виртуальный кабинет, – проще простого. И, как показывает этот случай, на удочку может попасться даже столь продвинутый в финансовых вопросах человек, как бухгалтер с 40-летним стажем. Психология – страшная вещь в нечистых руках